Министр культуры Челябинской области — о ремонтах, спектаклях, творческих коллективах и итогах уходящего «пандемийного» года
— Алексей Валерьевич, чему вы радовались в этом странном году?
— Несмотря на то, что... Заметили, как часто в последнее время мы часто начинаем предложение с этого оборота? Так вот, несмотря на то что 2020-й был нелегким и непростым, такого прорывного года в культурной жизни региона не было давно. Я работаю министром десять лет и такого не помню. По объему ремонтов и реконструкций год был просто беспрецедентный. Мы капитально отремонтировали сразу десять дворцов культуры, причем под ключ: от полной замены сетей до установки новой аппаратуры, кресел, сценического оснащения. Раньше в лучшем случае мы могли рассчитывать на ремонт одного-двух в год.
— Сколько денег область получила на эти цели из федерального бюджета?
— В 2020 году регион получил из федерального центра более 300 миллионов рублей. Еще столько же потрачено из областного. Один из самых значимых объектов, который открылся после капитальной реконструкции — Челябинский Молодежный театр, ремонт которого мы завершили совместными усилиями федерального и местного бюджетов. И если вы давно там не были, то просто не узнаете театр. Это самый большой и затратный объект в рамках нацпроекта «Культура» в 2020 году у нас в области.
— А как же Магнитогорский театр драмы, ремонт которого недавно оценил губернатор?
— Магнитогорском мы тоже гордимся. Но там все работы сделаны за счет регионального бюджета и Магнитогорского металлургического комбината. Ремонт действительно роскошный. Коллеги из Челябинского драматического театра уже были в гостях и теперь тихо завидуют. Но и их черед придет.
Челябинский драмтеатр после масштабнейшей реконструкции должен открыться в 2023 году. Это самый затратный проект из всех культурных объектов региона, его стоимость — около миллиарда рублей. Из них 500 миллионов дает федеральный центр и столько же добавляет региональный бюджет. В следующем году на какое-то время театр закроется, но ненадолго. Постараемся сделать так, чтобы зрительская часть здания была отремонтирована в межсезонье, а завершать работы будем уже, что называется, «по ходу пьесы».
— В этом году встал на капитальную реконструкцию и кукольный театр в Челябинске. Кажется, надолго?
— Губернатор Челябинской области Алексей Текслер поставил задачу открыться после ремонта уже в 2021, а не в 2022 году, как планировалось изначально. В первую очередь будут отремонтировано фойе и зрительный зал, чтобы можно было играть спектакли. А производственные и закулисные помещения доведем до ума уже после открытия театра. В Молодежном театре мы сделали точно так же, и эта практика себя оправдала.
— Алексей Валерьевич, какая-то фантастическая история произошла с детской филармонией. Уже выросло поколение, которое и не помнит, что в Челябинске когда-то была такая.
— Да, начало реконструкции детской филармонии — самый настоящий прорыв года. Этой истории полтора десятка лет. Шестнадцать лет ремонтировался зал областной филармонии, а про детскую — что вы! — никто не вспоминал даже. В этом году наконец-то все снесли. Если проедете по Ворошилова мимо того места, вы не обнаружите здания.
— Что было в помещении, где когда-то была филармония?
— Склад всякого разного хлама. И в трех маленьких кабинетах ютился «Аркаим» (замечу попутно, что в этом году и «Аркаим» наконец-то получил отдельный домик в центре города и может принимать иностранные делегации по-человечески). В пустом обветшалом здании было занято несколько кабинетов, и все пришло в полный упадок. Просто сделать ремонт было уже недостаточно. Губернатором принято решение о капитальной реконструкции детской филармонии. Фактически же на этом месте строят новое здание.
Должен особо отметить, что ремонт детской филармонии не входят в затраты по нацпроекту — вся стройка и реконструкция полностью осуществляются за счет регионального бюджета. Стратегически это очень верный шаг. Поверьте, далеко не каждый губернатор осознает, насколько важная тема — музыкальное образование детей и развитие местных талантов.
Новой детская филармония — не просто концертная площадка для детей. Это будет творческий котел, где воспитывается новое поколение артистов. Здесь открывают свои школу Юрий Башмет, Игорь Бутман, Адик Абдурахманов. Мы хотим создать первый в регионе детский эстрадно-симфонический коллектив, который потом, возможно, вырастет и выйдет на большую эстраду.
— А казалось, история безвозвратная и навсегда утраченная.
— Подчеркну еще раз: капитальный ремонт детской филармонии — без преувеличения — событие года. Это все равно что прикрутить дополнительный двигатель к ракете. Очень ценна поддержка Алексея Текслера, и то, что он понимает весомость очень тонких вопросов, в конечном счете генерируется в масштабную помощь культурной сфере региона.
— У наших великих музыкантов ребята будут заниматься бесплатно?
— Конечно. Надеюсь, детская филармония откроется уже в середине 2021 года.
Кроме того, в этом году мы завершили ремонт пяти музыкальных школ в разных городах области, самая знаменитая из которых, по моему мнению, — детская школа искусств № 2 в Миассе. Этот многострадальный объект требовал ремонта с начала 2010-х, и ничего там не происходило, сколько бы жители ни обращались. Когда ее открыли после ремонта, это было радостью для всего города, ведь никто уже не верил, что вопрос сдвинется с мертвой точки.
— Не менее любопытный сюжет — трансформация библиотек.
— По сути они переживают второе рождение.
Какой вы себе представляете типичную библиотеку? Массивные книжные стеллажи и в углу тетенька-библиотекарша с формулярами.
В этом году мы открыли пять модельных библиотек: в Златоусте, Магнитогорске, Коркино, Сатке и Увельском районе. Это необычные, яркие, современные проекты, отлично оснащенные технически, с зонами для чтения и общения. Пыльное пространство превращается в место, где можно проводить семинары, мастер-классы, лекции... Каждая подключена к президентской библиотеке.
Словом, библиотека становится местом активной культурной жизни города, района. В Коркино, к примеру, на ее базе открыт первый в области поэтариум.
— Люди все еще любят читать книги?
— Пандемия показала, как на самом деле люди любят читать. В апреле, когда закрылось все, нам звонили и просили открыть библиотеки, особенно в маленьких городах и селах. Для меня это было неожиданно.
— Чем еще вас удивил этот год?
— Научил работать онлайн. Как оказалось, переходить из кабинета в кабинет на совещания, не сдвигаясь с кресла, — это удобно.
Помню, какой живой интерес вызывали первые онлайн-трансляции спектаклей, сколько они собирали зрителей. Но... интерес этот был кратковременным. Социологи выяснили, что у нормального человека есть 92 причины сходить в театр, и только одна из них — собственно, посмотреть спектакль. Мы в этом убедились эмпирически. Театр — живое искусство. Да и потом... Энергетика через экран не передается.
Вот, скажем, недавний юбилейный концерт ансамбля танца «Урал». Я как зритель скажу, что эмоции, которые переживаешь в зале, такой силы, что не выразить словами. Ни один видеоролик эту атмосферу не передаст.
— Ансамбль «Урал» — несомненно, один из культурных брендов региона. Но почему его почти не знают в России? Уверена, что и губернатор увидел этот коллектив только в Челябинске.
— Безусловно, это наш культурный бренд, раньше бы сказали: наша гордость. И вы правы, губернатор впервые увидел ансамбль только на последнем юбилейном концерте и был искренне потрясен. Коллектив должен гастролировать, это одно из необходимых условий для творческого развития. Но «Урал» и не сидит без гастролей — они давали концерты в Крыму, объехали несколько городов, были в Северной Корее.
— Какие еще коллективы вы назвали бы культурными брендами Челябинской области?
— Например, хоровая Капелла имени Эйдинова в Магнитогорске. Когда-то коллектив гремел на всю страну, и сейчас благодаря новому руководителю переживает ренессанс. Они пока обитают в комнатке бывшего ЖЭКа, непригодной для репетиций, тесной, а про акустику вообще лучше промолчать. А ведь это прославленный коллектив с историей...
Как раз сейчас решается вопрос с помещением: планируем, что капелла переедет в здание налоговой инспекции, можно сказать, во дворец после их каморки, и получит неплохую репетиционную базу.
Создание в Челябинске Большого симфонического оркестра — это наша гордость.
В прошлом году мы презентовали коллектив на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. В этом году должна была состояться европейская презентация оркестра в Золотом зале Венской филармонии с Денисом Мацуевым — увы, пока это грандиозное событие переносится на следующий год. И в самом начале 2021 года, 19 января, состоится концерт Большого симфонического оркестра в парке «Зарядье», тоже с Денисом Мацуевым. Мы ждем высоких гостей, уже все билеты проданы.
Считаю не менее достойными культурными брендами региона Бажовский и Ильменский фестивали — абсолютно уникальные проекты, рожденные здесь. С каждым годом они набирают силу и мощь: достаточно сказать, что на наш Бажовский фестиваль приезжают уже участники из пятидесяти регионов России и нескольких европейских стран.
— Алексей Валерьевич, какая из последних постановок челябинских театров тронула вас особенно?
— Признаться, я не все успеваю смотреть.
Из того, что видел, я отметил бы постановку «Макбета» в Камерном театре. Необычное прочтение пьесы, весьма интересная сценография и смыслово — знаете, один из немногих спектаклей, которые хочется пересмотреть, потому что понимаешь, что чего-то там не увидел.
Великолепная опера «Садко» с грандиозными декорациями в нашем театре оперы и балета.
И третьим бы я назвал спектакль «Слониха упала с неба» в Молодежном театре. Это, кстати, мировая премьера — никто во всем мире раньше не ставил пьесу. Спектакль с первых минут меня повергал то в недоумение, то в раздражение: быстрая смена декораций, мелькание действующих лиц, отсутствие переходов между сценами, громкие голоса... Словом, новый для меня, непривычный театральный язык. Но спектакль великолепный! Он озадачивает, он с послевкусием, как и все постановки в Молодежном, со своей логикой, системой ценностей. Эта постановка — тоже из тех, на которых обязательно нужно побывать второй раз. Безусловная удача, смотришь на одном дыхании.
Молодежный театр развивается очень интересно: они с «Черным апельсином» попали на фестиваль «Арлекин» — это «Золотая маска» для ТЮЗов. Или вот недавно с «Подвигами Геракла» были отобраны на «Детский weekend» «Золотой маски». Это очень круто.
— Как вы формулируете главную задачу на следующий год?
— Не мешать развиваться культуре. Хочу, чтобы получилось все, что мы задумали. А планы у нас великолепные. В последние годы в нашей области монументальные вопросы, годами недвижимые, наконец сдвигаются с мертвой точки, и это здорово. Да, нервов иной раз не хватает, одновременно мы ведем очень много строек и сложных реконструкций. Но когда выдыхаешь, то видишь: идет подъем, многоплановый, многослойный. Видишь, как развивается и профессиональное искусство, и непрофессиональное. И рождается Большой симфонический оркестр, и покупается новый автоклуб для маленькой Кусы. Все это очень радостно и духоподъемно. Надеюсь, в следующем году темпов мы не сбавим.