Корреспонденты ИА «Первое областное» узнали, почему в этой профессии никогда не бывает женщин
Одновременно с падением метеорита 15 февраля 2013 года в Челябинске появился кассово-инкассаторский центр Сбербанка. Совпадение случайное, но знаковое: начало работы в столь стрессовых условиях позволило инкассаторам показать выдержку и организованность перед лицом даже космической опасности. В преддверии 10-летия центра инкассаторы впервые пустили журналистов на свою базу и в деталях рассказали об особенностях службы.
Попасть в гости к инкассаторам трудно, и не только потому, что посторонних они не пускают. Вокруг здания, где расквартирован центр, можно долго кружить в поисках входа, поскольку тот вообще никак не обозначен. Нужная вам дверь выглядит максимально неброско и ведет в подвал. О том, что за ней вообще есть жизнь, говорит только кнопка домофона. Этим инкассаторы немного напоминают киношную тайную организацию типа людей в черном.
Завесу секретности над профессией приоткрывает начальник отдела инкассации и перевозки ценностей Челябинского отделения Сбербанка Сергей Челядин. Выясняется немало неожиданных нюансов. Например, что работа инкассатора — это, прежде всего, тяжелый физический труд. Разговор на эту тему возникает в раздевалке, где обращает на себя внимание странное устройство, похожее на тренажер. Нам поясняют: это инверсионный стол.
«Комплект кассет от банкомата весит 30 килограммов. Один мешок разменных монет весит шесть килограммов, а клиент может заказать и 30 таких мешков. Все это наши сотрудники носят руками от машины до объекта и обратно в течение всей смены. От постоянного ношения тяжестей позвоночный столб сжимается, и, чтобы вернуть его в первоначальное состояние, нужен такой компрессионный стол. Для релаксации есть специальная комната и тренажеры», — поясняет Сергей Челядин.
В дни, когда резко меняются курсы валют и люди в панике начинают снимать наличные, инкассаторам приходится сутками заправлять стремительно пустеющие банкоматы. Неудивительно, что среди них не бывает женщин — физические нагрузки слишком высоки.
К тяжелой денежной ноше следует приплюсовать вес бронежилета, без которого ни одного инкассатора на маршрут не выпустят. Бронежилеты современные, с кевларовыми и керамическими элементами. Но это все равно как минимум семь килограммов. Попробуйте походить в такой одежке целый день.
Нападения на инкассаторов кажутся криминальным ретро — вроде грабежей банков и почтовых дилижансов. Но они случаются, и бронежилеты порой спасали инкассаторам жизнь. В Челябинске таких эксцессов не было, но однажды в Красноярске разбойники завладели банкоматными кассетами, расстреляв инкассаторов из огнестрельного оружия. Те получили ранения конечностей, но выжили. Злоумышленников, кстати, быстро поймали.
Чем руководствуются бандиты, Сергею Челядину понять трудно. По его словам, налеты на инкассаторов с каждым годом имеют все меньше смысла. Во-первых, все равно поймают. Во-вторых, наличность теперь перевозят в спецконтейнерах, вскрыть которые без уничтожения содержимого невозможно.
Контейнер запирается на электронный замок, разблокировать который можно только двумя программируемыми ключами — каждый на миллиард комбинаций. В контейнер встроен компьютер, который при любой попытке несанкционированного проникновения взрывает пакеты со специальной краской. Меченые купюры не получится ни потратить в магазине, ни сунуть в банкомат. Предусмотрены любые ухищрения, на которые могут пойти грабители, вплоть до заморозки контейнера жидким азотом. Даже если жулики достаточно терпеливы, чтобы дождаться, когда сядет батарея, компьютер запустит программу самоуничтожения перед отключением.
Парадокс: ежедневно ворочая миллионами, инкассаторы почти их не видят. Это еще один стереотип, который разрушается при более близком знакомстве с профессией — будто инкассаторы всю дорогу окружены деньгами.
Технический прогресс изменил работу инкассаторов и во многих других отношениях. Константин Сагдеев, отдавший профессии более 20 лет жизни, вспоминает, что когда-то инкассаторы ездили на обычных «жигулях». А первые бронированные спецавтомобили были сплошным недоразумением.
«Была у нас одна такая — на базе трехдверной «Нивы». Стекла бронированные, толщиной 50 миллиметров, поэтому опустить их нельзя. А кондиционер поставить забыли. Вот и представьте, каково работать на такой технике в жару. Мы как-то замеряли температуру в салоне — было 60 градусов!», — вспоминает ветеран.
Нынешние машины — совсем другое дело. Кондиционер там — самый простой из наворотов. Автомобили оборудованы целой системы мониторинга, которая позволяет оператору видеть не только местоположение автомобиля, но и все, что происходит внутри и вокруг него. В стандартном фургоне спрятана бронекапсула, выдерживающая попадание пули калибром 7,62. От этого транспорт становится почти в два раза тяжелее.
Передовые технологии сделали важную и непростую работу инкассаторов безопаснее. Но она по-прежнему остается уделом только сильных и смелых людей.