Москва, 28.11.2022, 06:33:05, редакция FTimes.ru, автор Елена Вайло.
Рождественский пост – один из самых строгих, но вместе с тем и самых радостных. Ведь он завершается светлым праздником Рождества Христова. В чем же главные отличия этого поста от других?
Смысл Рождественского поста
28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он предваряет собой важное событие – Рождество Христово. Рождественский пост установлен для того, чтобы христиане смогли подготовить себя молитвой и воздержанием к явлению в мир Сына Божия, чтобы по примеру библейских волхвов каждый тоже смог принести Ему свой дар – чистое сердце, душу и тело.
Как и Великий пост, Рождественский длится 40 дней, поэтому также именуется Четыредесятницей. Являясь одним из самых древних, Рождественский пост не всегда был таким протяженным: первоначально у одних христиан он длился семь дней, у других – несколько дольше. Можно услышать еще одно его название – Филиппов, это связано с тем, что начало Рождественского поста выпадает на следующий день после дня памяти апостола Филиппа.
Если говорить об истории, то следует сказать, что Рождественский пост вошел в обиход православной церкви в IV веке. Впервые о нем упоминает Амвросий Медиоланский. Продолжительность поста, которая в разных местах соблюдалась неодинаково, была предопределена окончательно — сорок дней — в 1116 году на Константинопольском соборе при патриархе Луке.
Чем Рождественский пост отличается от других
Рождественский пост отличается особым настроением. Рождество — это праздник предшествия в мир Бога. У людей неверующих идея Бога — это идея какого-то всемогущего тирана, откуда-то с неба управляющего миром и требующего слепого подчинения и страха, при этом она неотделима от рабства человека.
В Рождественский пост мы должны почувствовать себя свободными от этой идеи рабства. Мы не рабы в том смысле, что мы боимся палки, кнута, розги хозяина – рабовладельца, деспота Бога, а мы рабы в том смысле, что принадлежим Богу, являемся как бы частью Его тела. А тело Божие – это Церковь, а глава этого тела – сам Христос. Мы должны почувствовать себя свободно. Нет ничего внешнего, что принуждало бы человека подчиниться греху.