Москва, 11.07.2022, 16:40:19, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.
Традиционные маски имеют древний аналог, который на Руси называли «хари». Сегодня это слово может нас насмешить, ведь мы называем масками что угодно, но только не ритуальный атрибут: косметическое средство, медицинский предмет личной защиты, психологическую защиту от социума в виде закрытого или лицемерного поведения, скрытности.
Между тем, маски существовали уже много веков назад, на их изготовление шли лучшие материалы. Предназначение изделий было самым разным.
Содержание статьи
Маски, или хари во времена язычества
Древние славяне поклонялись Перуну, Велесу, Яриле, Коляде и другим богам. Их представляли людьми, но с определенными чертами, которые узнаваемы с первого взгляда.
Так, Коляда был красивым маленьким ребенком, который оказался заколдован Зимою, потому превратился в волчонка. Сжигая настоящую шкуру волка, люди на Руси призывали тепло и солнце.
Однако ритуал совершался по строгим правилам, а исполняли его волхвы в масках из натуральной кожи, на которой были нарисованы черты лица, иногда гипертрофированные. Согласно их верованиям, маски отпугивали злых духов, а добрые не боялись такого «маскарада».
Назывались такие изделия «харями», впрочем, иногда они не имели ничего общего с обликом человека. В ходу были изделия, напоминающие различных животных, смотря с какой целью делали харю.
К примеру, чтобы привлечь богатство и достаток, делали маску медведя, чтобы урожай был щедрым — козы, для долголетия — коровы. Чтобы научиться хитрости, нужна была лисья харя.
Маски трансформировались с приходом христианства
Со временем менялись традиции и обычаи. Христианство трансформировало представление о том, кого из высших сил нужно почитать, однако архетипы сознания тоже никуда не делись. Чего стоят святочные маски, которые изображали козу, аиста или черта. А театральные постановки во время Святок порой были достойны «Оскара».
Маска на Руси была связана с миром потусторонним. Тот, кто ее надевал, на время будто превращался в духа, которого все старались задобрить. От этого действа, как верил народ, зависело и благосостояние, и здоровье, и урожай. А сами ряженые могли вольничать и даже дебоширить. Им позволяли всё и не сердились, когда они подшучивали над людьми.
Маски скоморохов из кожи с мехом
Хари традиционно использовались скоморохами во время их бродячей жизни. Так, изделия из кожи и меха были найдены археологами в Новгороде. Кроме масок, нашлась и прочая языческая атрибутика. Это все могло использоваться во время Святочной и Троицкой недель.
Артефакты, полученные в Неревском и Троицком раскопах, ныне находятся в Новгородском историко-архитектурном музее-заповеднике.
Балы-маскарады
Во времена Петра I стали набирать популярность маскарады, иногда в форме костюмированных шествий. Ряженые пели и играли на разных музыкальных инструментах. На балы тоже надевали маски, иногда очень замысловатые, а иногда — просто бархатные полумаски для глаз.
Костюмированные балы-маскарады посещали и великие поэты — А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Это значит, что такой элемент как маска был на удивление живуч, перекочевав из языческой древности в сравнительно недавнюю российскую историю.
Однако оставалось неизменным то, что хари, маски, полумаски и всё, что связано с примеркой на себя «лица» другого существа, имело сакральный подтекст, иногда манило тайной, но и пугало одновременно.