Москва, 27.05.2021, 08:39:29, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.
Советский телефильм режиссера Станислава Говорухина по сценарию братьев Вайнеров “Место встречи изменить нельзя” давно стал культовым и разобран на цитаты. “Счас бы супчику куриного, да с потрошками”, “Ну и рожа у тебя, Шарапов” — эти фразы прочно вошли в наш лексикон, так же и все герои фильма узнаваемы до последней черты. Резкий Жеглов, трепетный Шарапов, негодяй Горбатый… Даже второстепенные и эпизодические роли в этом фильме очень яркие и запоминающиеся.
Сотрудник МУРа Петюня Соловьев в исполнении Всеволода Абдулова прочно укоренился в сознании зрителя как эталон низменности, трусости и беспринципности.
“Ты не сознание — ты совесть потерял”, — этой фразой Жеглов клеймит коллегу и, пожалуй, более неприятного персонажа из этого кинофильма вспомнить сложно. Так случается, что актеров часто ассоциируют с их ярко сыгранными героями. Но каким на самом деле был Всеволод Абдулов, и насколько легко ему далась роль скользкого подлеца?
Содержание статьи
“Я рождался не в муках, не в злобе, девять месяцев — это не лет”
Всеволод Абдулов с детства был окружен театральной средой. Он был рожден в интеллигентной актерской семье: отец — известный артист Осип Абдулов, мать играла в детском столичном театре. В их доме частыми гостями были звезды театра и кино тех лет, поэтому, как часто бывает, путь Всеволода был определен еще с утробы. Он грезил актерством, и когда пришло время поступать на учебу, то его выбор был очевиден.
Он подался сразу в три театральных вуза, но на самом деле больше всего мечтал о МХАТе. Как раз туда ему поступить с первого раза и не судилось. Но школа-студия МХАТ все же стала для него судьбоносной — на консультациях он познакомился с Владимиром Высоцким, который к тому времени был уже выпускником. Высоцкий прекрасно сходился с людьми, и, подружившись с Всеволодом, своим “репетиторством” помог ему взять эту вершину и все-таки поступить на курс МХАТа.
“А когда ты упал со скал — он стонал, но держал…»
С тех пор дружба между Высоцким и Абдуловым только крепла. Он был одним из немногих товарищей Владимира, которые в самые тяжелые времена находились всегда рядом и подставляли свое плечо. Говорят, что противоположности притягиваются, хотя природа дружбы зачастую загадочна и необъяснима. Они были совершенно разными по темпераменту людьми, но пронесли свою близкую дружбу сквозь свои жизни до конца.
Как бы ни складывались обстоятельства, каждый знал, что они есть друг у друга.
Однажды Всеволод признался Говорухину, что у него есть мечта, чтобы на Высоцкого напали, и у него появился шанс его спасти. И пусть именно в этой формулировке есть детскость и мальчишество, но этот шанс ему предоставлялся не раз, и не единожды он спасал Высоцкого не от хулиганов, а от него самого. Абдулов был одним из тех, кто боролся за него до конца. После ухода Владимира Всеволод не давал никаких интервью, не пиарился на славе друга, просто замкнулся в своей невыразимой скорби. Позже он высказался, что жизнь его раскололось пополам летом 1980 года, когда Высоцкого не стало.
“Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее…”
После окончания учебы Всеволод Абдулов много играл в театре на Таганке и во МХАТе, не обходили его стороной и кинорежиссеры. И кто знает, как сложилась бы его судьба и карьера, если бы не роковой случай в 1977 году. Возвращаясь осенью того года со съемок в Баку, он попал в страшную автомобильную аварию из-за лопнувшего колеса. Машина, в которой находился актер, шесть раз перевернулась. Чудом выживший Абдулов в критически тяжелом состоянии попал в больницу, где три недели находился в коме, а пойти на поправку и выписаться смог лишь весной.
Последствия таких травм не бывают легкими. 35-летний Абдулов долго восстанавливался, но полностью оправиться ему так и не удалось. Перенесенная авария очень отразилась на его памяти. Вследствие этого актеру сложно давались роли с длинными текстами, и он постепенно отходил в тень, боясь подвести коллег. Нашел он себя в озвучке и закадровой работе, дубляж и радиопостановки стали его основным поприщем после аварии. Одной из самых знаковых и знаменитых его работ стала пластинка с записью сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Он исполнил одновременно несколько ролей, а также написанные Высоцким песни для этой инсценировки. Его неповторимый, мягкий голос мы слышали в дубляже таких знаменитых фильмов, как «Список Шиндлера», «Человек дождя», «Гарри Поттер», «Властелин колец» и многих других.
На съемки “Место встречи изменить нельзя” у 1978 году Абдулова затянул Высоцкий. Он как мог поддерживал друга. Из неразобранных на тот момент ролей Всеволод выбрал Петюню. Когда знаешь закадровую историю, то сцены смотрятся совсем другими глазами. Только представьте, какой нужно иметь талант, чтобы сыграть трусливого подлеца, являясь порядочным интеллигентом до мозга костей, и каково было Высоцкому воплощать на камеру отвращение к лучшему другу.
Зимой 1980 года злой рок дороги опять догнал актера, на этот раз вместе с Высоцким, который был за рулем. Друг фактически спас Абдулова, прикрыв его собой и вырулив так, чтобы столкновение пришлось не на сторону пассажира.
«Я ненавижу сплетни в виде версий, червей сомненья, почестей иглу”
Все друзья и знакомые характеризовали Всеволода Абдулова как человека исключительной порядочности. Он никогда не обсуждал кого-то за глаза, редко говорил о личном, но скорее не из-за скрытности, а из-за врожденной деликатности и тактичности. Особое, трепетное отношение он имел к своим женщинам. Женился Всеволод рано, в браке родилась его единственная дочь Юлия. Семья не продержалась долго, супруги развелись. Абдулов пользовался популярностью у противоположного пола, после развода у него были романы, но он никогда не позволял себе высказываться плохо и обсуждать в негативном ключе своих женщин, тем более жену. С дочерью Юлией он все время поддерживал теплые отцовские отношения.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты — эта банальная истина все же работает. Мы очень много знаем о Высоцком через его песни и роли, его огромность неоспорима. И в то же время почти ничего не знаем о скромном Абдулове, кроме роли пресловутого МУРовца-предателя Петра Соловьева. Но этой крепчайшей дружбой все сказано об истинной верности и порядочности.
Комментарии
Ваше мнение
-
Отменить ответ
Автор несет ответственность за содержание комментария