Проект поддержал губернатор Алексей Текслер
Показать еще 16 фото В Челябинске на базе школы-интерната спортивного профиля в Ленинском районе открыли первый ресурсный класс для детей с особенностями развития. Его появление стало возможно благодаря гранту губернатора, выделенному общественной организации «Открытое сердце», и поддержке регионального Минобра. Как организовано обучение и что о нем думают родители особенных и обычных детей, узнали корреспонденты ИА «Первое областное».
«Глядя на работу ресурсных классов в других школах Челябинска, мы с коллективом решили создать такой и у нас, но добавить изюминку. Так как мы интернат спортивного профиля, социализацией детей с особенностями развития решили заниматься через спорт. Для этого обучили педагогов, подобрали тьюторов, выиграли соответствующий конкурс министерства образования и науки Челябинской области. С 1 сентября ресурсный класс работает. Отзывы родителей свидетельствуют о том, что все идет успешно», — рассказал директор школы-интерната спортивного, спортивно-адаптивного и оздоровительного профиля Челябинска Александр Галкин.
Ресурсный класс — это помещение в здании общеобразовательной школы, где дети с особенностями развития совместно с тьютором и ресурсным учителем осваивают индивидуальные учебные программы.
«Наши дети объединены в отдельный класс и не сидят за партами с нормотипичными сверстниками, потому что у каждого из них своя индивидуальная программа обучения. К тому же нашим детям нужно адаптироваться и выработать социально приемлемое поведение, чтобы они не ходили по кабинету во время урока, хорошо себя вели и не нервничали. При этом созданы условия, когда нормотипичные дети видят: не нужно бояться детей с особенностями, с ними можно играть, дружить и общаться», — уточняет мама первоклассника из ресурсного класса Юлия Кудрина.
Ее сын, семилетний Илья, все понимает, но из-за врожденного заболевания общается жестами и отдельными фразами. Это не мешает мальчику занимать первые места на Всероссийских соревнованиях по адаптивному конному спорту, кататься на роликах, горных лыжах и плавать. Поэтому открытие ресурсного класса именно в спортинтернате Челябинска стало, по словам Юлии Кудриной, приятным бонусом к возможности социализировать ребенка в среде обычных детей.
В Челябинской области ресурсные классы для детей с нарушениями интеллекта в общеобразовательных школах начали открывать несколько лет назад по инициативе общественной организации «Открытое сердце». Первый такой проект был запущен три года назад. Появление такого класса в спортинтернате — продолжение этой работы.
«Таким инновационным уникальным проектом может похвастаться далеко не каждый регион. Здорово, что в Челябинской области нас поддерживает губернатор Алексей Текслер (организация выиграла грант главы региона — почти 3 миллиона рублей. — Прим. автора). Поскольку опыт признан удачным, была подписана дорожная карта по тиражированию этой практики. В 2022 году в Челябинской области открыли еще семь ресурсных классов», — говорит руководитель челябинской общественной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова.
В Челябинске, в частности, ресурсные классы открыты в четырех школах. В спортинтернате в Ленинском районе занятия с особенными детьми вместе с тьюторами проводит педагог Юлия Ласкина. Она работает в учреждении уже четвертый год. Помимо занятий с особенными первоклассниками, является воспитателем учеников четвертого общеобразовательного класса в группе продленного дня.
Говорит, что на работу именно с особыми детьми ее вдохновило знакомство с руководителем общественной организации «Открытое сердце» Елизаветой Кирилловой. Прошла практику в общеобразовательной школе № 109, где в 2019 году открыли первый в Челябинске класс для ребят с особенностями развития, и дала окончательное согласие.
«Сейчас я разрабатываю индивидуальную программу для детей, а тьюторы работают по ней с ребятами. На первом месте у нас — социализация, включение детей в общество. На втором — получение академических знаний», — рассказывает Юлия Ласкина.
Привычный день в школе с уроками и переменами для первоклассников ресурсного класса пока только «проигрывают». Педагог с тьюторами создают ситуацию занятия, чтобы дети в том числе привыкали сидеть за партами. Если все идет хорошо, дети получают индивидуальные призы.
Для одних вознаграждением служат лепка из пластилина, сладости (но в меру), для других — просто возможность посмотреть в окно или лишние две минуты в сенсорной комнате с сухим бассейном, гамаками и батутом.
Пока «особята» только адаптируются к школе. Но совсем скоро, как отметила педагог, у них начнутся полноценные коррекционные занятия и тренировки по плаванию в бассейне «Строитель».
«После обеда для ребят из ресурсного класса организован сончас, поскольку они быстро устают. В остальном же мы очень похожи на школу. С первого дня вместе с ребятами из параллели ходим в столовую. Учим ребят дежурить, убирать за собой. В этом плане они у нас просто молодцы», — продолжает Юлия Ласкина.
Также с нормотипичными сверстниками перваши из ресурсного класса видятся на зарядке и физкультуре. Поскольку особенные дети любят обнимашки при встрече, их учат с посторонними все-таки здороваться за руку. Первым совместным мероприятием ребят стало посвящение в первоклассники.
«Накануне в обычных классах мы провели уроки доброты (они нужны для формирования установок толерантности, уважения и равенства между людьми с инвалидностью и профилактики буллинга. — Прим. автора). Конечно, детям из нормотипичных классов было интересно посмотреть на наших ребят. Такая возможность у них была во время праздника и на совместном чаепитии, когда можно понаблюдать друг за другом в более-менее нейтральной обстановке», — добавила Юлия Ласкина.
В дальнейшем учеников ресурсного класса постепенно будут включать в коллектив сверстников. Делать это будут ненавязчиво: побыл на зарядке, ответил на адаптированный под возможности ребенка вопрос в классе.
«Будем отслеживать поведение. Буквально за любое положительное взаимодействие: если не кричал, выполнял задания — приз. При этом учитель точно так же будет хвалить за успешность. Нам важно, чтобы у ребенка не было ощущения, которое, возможно, было у нас: „А, ты не можешь выучить? Значит, ты…“ — и тут идет объяснение разными словами ребенку, какой он не такой», — добавила Юлия Ласкина.
Родители детей из общеобразовательных классов к открытию ресурсного отнеслись положительно. Мама первоклассницы Венера Форинова говорит, что это только взрослые могут «делить» людей.
«Когда разговаривала с дочкой о том, что с ней будут учиться новые детки, не акцентировала внимание на различиях. Не хотелось давать ей какой-то шаблон восприятия. Считаю, что у нее должно сложиться свое впечатление о ребятишках. Дочка сказала, что ребята из этого класса самые обычные. Она даже не поняла, что есть какие-то различия», — говорит Венера Форинова.
Мама первоклассницы уверена, что обучение в одной школе с особенными детьми научит подрастающее поколение тому, как нужно относиться к людям, и даст возможность ребятам из ресурсного класса находиться в среде сверстников, наблюдать за их поведением.
Впереди у первоклассников будет еще много совместных мероприятий. За счет средств гранта губернатора Челябинской области они будут ходить в театры, участвовать в спортивных праздниках, ездить в гости к лошадкам и многое другое. Родители малышей уверены: такое взаимодействие будет положительно сказываться на всех.