Почему советские летчики называли Ту-104 “бешеной птицей” и боялись летать на таких машинах

0
85

<br />
Почему советские летчики называли Ту-104 “бешеной птицей” и боялись летать на таких машинах

Москва, 12.05.2021, 12:56:32, редакция FTimes.ru, автор Александр.

Примерно спустя десяток лет с момента водружения Знамени Победы над немецким Рейхстагом в мирное небо поднялся первый долгожданный советский самолет послевоенного времени. Им стал Ту-104. Тогда его считали гордостью конструкторов из СССР и символом возрождения советской промышленности. Однако эксплуатация сопровождалась частыми авариями, пилоты отказывались на нем летать, и даже дали прозвище – “бешеная птица”. Более тысячи погибших – такова история полетов Ту-104.

За три с половиной десятка лет эксплуатации ключевые недоработки “сто четверки” так и не исправили. Возможно, полеты бы продолжались и дальше, если бы не авиакатастрофа, в которой погибло высшее командование Тихоокеанского флота. Только после этого “туполевцы” начали выпускать Ту-134 и Ту-154, а “104-е” перестали подниматься в небо.

Ошибки разработчиков

С разработкой «сто четвертого» отечественные конструкторы особо мудрить не стали. За основу взяли бомбардировщик Ту-16. Его недостатки и передались по наследству новому символу возрождения советской промышленности в послевоенные времена. У самолета была “плохая привычка” внезапно менять управление. Именно это стало изначально причиной, по которой “сто четверку” нарекли “бешеной птицей”.

Подготовка пилотов, которые в будущем должны были летать на Ту-104, занимала много времени. Позже оказалось, что заимствование у боевого “предка” многих элементов конструкции – идея далеко не самая лучшая. За 4 года подготовки летчиков создателям “птицы” все же удалось исправить ряд недочетов. Электросистема дополнилась резервным контуром, управление гидравликой стало осуществляться посредством более понятных рычагов и кнопок. Но и после этого каждый полет Ту-104 добавлял седины экипажам и специалистам наземных служб.

<br />
Почему советские летчики называли Ту-104 “бешеной птицей” и боялись летать на таких машинах

Одной из серьезных проблем в плане эксплуатации “сто четвертого” являлась слишком большая скорость при посадке. Этот параметр на четверть превышал расчетный допустимый. Если безопасными считались 225 км/ч, то Ту-104 шел на посадку на 300 км/ч. Из-за этого часто после приземления самолет выезжал за пределы ВПП.

У самолета по части конструкции присутствовали разные проблемы. Но от его эксплуатации упорно не отказывались. Высокопоставленные чиновники из управления Госавиации предпочитали обвинять пилотов, дескать, “в управлении-то птичка действительно непростая, вот летчики и не могут никак полностью разобраться во всех мелочах”.

<br />
Почему советские летчики называли Ту-104 “бешеной птицей” и боялись летать на таких машинах

Причину первой аварии определили довольно быстро. В целях решения проблемы разработали специальную схему посадки, согласно которой члены экипажа обязаны были действовать во время приземления. Считалось, что это решило проблему слабой механизации крыла и ее склонности к заклиниванию.

“Свалившийся” в озеро

Трагедия, после которой прозвище “бешеная птица” навсегда закрепилось за Ту-104, произошла 16 марта в 1961 году. После промежуточной посадки в аэропорту Кольцово экипаж в 13.08 вывел борт на взлетно-посадочную полосу. Через несколько десятков секунд диспетчер с “вышки” разрешил взлет. В 13.09 шасси Ту-104 оторвались от ВПП. Борт начал набирать высоту. Через минуту – мощный хлопок, сильная вибрация фюзеляжа. Первый пилот понял, что отказала одна из реактивных турбин. Какой именно двигатель перестал функционировать, членам экипажа определить не удалось. Так как датчики “сто четвертого” стабильностью в работе и надежностью не отличались, они попросту “слились”. Ничего не оставалось, кроме как действовать наугад.

Командир принял решение: поочередно отключать турбины, чтобы понять, какая именно из них отказалась работать. Информация о поломке правого двигателя отсутствовала, поэтому пилот начал уменьшать обороты на левом. Как оказалось позже, он был единственным, который исправно функционировал. Машина буквально зависла в воздухе, после чего камнем полетела вниз.

<br />
Почему советские летчики называли Ту-104 “бешеной птицей” и боялись летать на таких машинах

Пилоты попытались смягчить удар об землю. Это не принесло результата. Ту-104 с полными резервуарами топлива и весом под в 70 тонн стремительно снижался. За секунду до того, как рухнуть на землю, машина килем зацепила высоковольтные провода. Местом столкновения с поверхностью стал покрытый льдом Нижне-Исетский пруд. Так как шасси летчики выпустить попросту не смогли, машина еще примерно 500 метров скользила по поверхности замерзшего водоема.

Правое крыло самолета отвалилось при первом ударе. Оно угодило в фасад дома отдыха, который был в недостроенном состоянии. Левое крыло, оторвавшееся в процессе скольжения, угодило точно в недавно возведенный дом. Из 51 человека, которые были на борту Ту-104, погибли 5. Трагедия забрала жизни троих пассажиров, первого и второго пилотов. Жертв могло бы быть гораздо больше, но каким-то чудом уцелели баки с горючим, они не взорвались.

Мнения членов следственной комиссии разошлись

Члены государственной следственной комиссии склонялись к одному мнению, разработчики к другому. Первые считали, что проблема была в дефектах реактивных двигателей. Вторые перекладывали вину на командира экипажа, дескать, он сам отключил единственный функционировавший в те секунды двигатель.

Из комментария А. Варданяна

По мнению бывшего члена Государственного авиационного надзора СССР Арсена Варданяна, авария произошла по вине первого пилота. По словам эксперта, командир “сто четвертого” попытался снизить обороты работавшей турбины, но “переусердствовал” и завел ручку “слишком далеко” – в положение “Выключено”. Таким образом, единственный работающий движок отключил сам пилот. Вследствие этого борт начал падать. Так как в подобной ситуации все происходит очень быстро, полноценно среагировать попросту невозможно.

Неутешительная статистика

Ту-104 в 1956 году был единственным на то время пассажирским реактивным самолетом. В Фанборо он тогда стал сенсацией авиасалона. Оказалось, что достижение “так себе”. На протяжении почти четверти века “бешеная птица” наводила ужас на советских пилотов и других сотрудников авиакомпаний и ведомств. В 1960 “104-е” с конвейера сняли. Несмотря на это, выпущенные до этого “туполевцами” машины продолжали подниматься в воздух.

Показатель аварий слишком высокий. Из двух сотен “сто четвертых” разбилось 37. Всего погибло 1137 человек. Среди них пассажиры, члены экипажей.

Трагедия, которая поставила точку

<br />
Почему советские летчики называли Ту-104 “бешеной птицей” и боялись летать на таких машинах

На территории военного аэродрома возле Ленинграда (Санкт-Петербург) 07.02.1981 года Ту-104 рухнул на землю. Причина аварии – нарушение центровки из-за смещения находившегося внутри груза. На борту в тот день были десятки высших офицеров. Погибло 16 высокопоставленных военнослужащих – генералов, адмиралов, полковников, капитанов первого ранга. В числе жертв оказался и Э. Спиридонов, командовавший тогда Тихоокеанским флотом. Только после этой катастрофы полеты “сто четвертых” были остановлены, “бешеную птицу” начали выводить из эксплуатации.

Комментарии

Ваше мнение

  • Отменить ответ

    Автор несет ответственность за содержание комментария

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь