Чтобы помочь мобилизованным, предприятия города-оружейника взялись за выпуск нестандартной продукции
Показать еще 17 фото
Предприятия и учебные заведения Златоуста уже не первый месяц участвуют в сборе экипировки, продуктов, медикаментов для участвующих в специальной военной операции подразделений ВС РФ. Странно было бы думать, что город-оружейник не начнет массовый выпуск ножей для военных. Но кроме вооружения златоустовские мастера взялись за обустройство солдатского быта.
Содержание статьи
Стальные «Вишни» возвращаются в войска
Одно из самых старых предприятий города, Златоустовская оружейная фабрика (ЗОФ), ведет свою историю с 1815 года. В XIX веке около 70 процентов боевого холодного оружия для армии Российской империи производилось именно здесь: сабли, палаши, штыки, наконечники пик, ножи, кинжалы-бебуты. В годы Великой Отечественной войны здесь изготовили для бойцов Уральского добровольческого танкового корпуса около трех тысяч знаменитых «черных ножей», давших неофициальное название всему соединению.
Сегодня ЗОФ известна прежде всего как производитель знаменитой гравюры на стали, украшенных коллекционных клинков и других сувенирных изделий из металла. Однако в последние месяцы на фабрике вспомнили о боевом прошлом. По словам генерального директора фабрики Валерия Томеи, предприятие по заказу отдельных подразделений ВС РФ отгружает в месяц от 500 до 1000 ножей НР-43 «Вишня» — прямых потомков тех клинков для танкистов. Эти же клинки златоустовцы передают в подарок солдатам, когда на встречи с личным составом подразделений выезжают те же общественники — например члены совета шефов воинских частей.
«На базе „черного ножа“ НР-40 в войну разработали НР-43 — клинок тот же, изменена рукоять. Мы развили эту модель, снабдили нож обвесом для удобного крепления на ремне, одежде, снаряжении. НР-43 „Вишня“ сделан с соблюдением всех параметров боевого, и, кроме того, это в полевых условиях хороший шанцевый, хозяйственный инструмент. Так ЗОФ участвует в формировании армейской моды. Все-таки знаменитые немецкий „Глок“ и американский Ка-Bar — непатриотично», — рассказывает Валерий Томея.
На ЗОФ рассчитывают также наладить выпуск мультитулов, универсальных ножей с множеством инструментов — пилок, отверток, кусачек. Валерий Томея бывал и в Портленде, где делают знаменитые «Лазерманы», и в швейцарском Ибахе, где производится «Викторинокс». В самом производстве директор Златоустовской фабрики не видит ничего сложно. Останавливает другое: в США солдаты с компенсацией от государства покупают универсальные ножи под собственные нужды, которые в разных подразделениях — разные. Российский госзаказ гораздо менее гибок.
Еще одна неожиданная для многих сфера деятельности оружейников — производство электромагнитных муфт, применяемых во многих изделиях оборонного комплекса. Муфты в Златоусте заказывают предприятия ОПК, с каждым месяцем — все больше, так что Томее приходится экстренно расширять производство.
Печки-лавочки за неделю
Если ЗОФ все же имеет военные корни, то Златоустовский колледж технологий и экономики — сугубо мирное учебное заведение, где учатся гражданским профессиям, от повара до сварщика. Но в рамках учебы местные сварщики получили неожиданный соцзаказ.
«На базе колледжа действует городской центр сбора материальной помощи нашим военным. 12 октября за партией продуктов и экипировки приехали ребята из Чебаркульского гарнизона. Они и рассказали, что в гарнизоне разбивается масштабный палаточный городок для мобилизованных. А зима близко, без отопления в палатках очень неуютно. Глава города Максим Пекарский тоже попросил посодействовать, изготовить пять печек для палаток», — рассказывает директор колледжа Марина Пономарева.
Напомним, в Чебаркуле при участии губернатора Челябинской области Алексея Текслера действительно создан всероссийский учебный центр дополнительной подготовки для мобилизованных. В колледже решили сделать жизнь солдат более уютной.
Марина Пономарева считает, что помогать солдатам — долг. Тем более что и в рядах ВС РФ, и в Народной милиции Донбасса есть выпускники колледжа. Во время учебы они были редкими хулиганами. Теперь — защитники Родины.
Проект печки родился за неделю. 19 октября, когда корреспонденты Первого областного информагентства побывали в колледже, мастер производственного обучения Евгений Пономарев уже заканчивал первый экземпляр. Пономарев признается: над первым образцом просидел долго, потому что постоянно что-то менял и добавлял в проект. Так увлекся, что заканчивает работу, забыв о собственном дне рождения.
«Раньше в армейских палатках устанавливали печки-буржуйки. Я стараюсь повысить производительность печки и сделать ее максимально легкой. И, конечно, безопасной, без открытого огня. Зато на печке можно будет, например, вскипятить чаю. Сейчас как закончу первый экземпляр — на остальные не понадобится и недели», — объясняет мастер.
В колледже готовы поставить производство буржуек нового поколения на поток — если военные оценят новшество, а городские предприятия помогут с металлом. Но уже известно, что как минимум часть легких «студенческих» печек из Центра допподготовки уедут в войска, на линию фронта.
Горячая вода от ветеранов
Обогревом мобилизованных озаботились и на златоустовском заводе «Стройтехника». Правда, тут, узнав от главы города о просьбе военных, пошли по другому пути: местные печки легкими не назовешь. Зато на каждой — бак на 0,8 кубометра воды с возможностью разводки по умывальникам в армейской палатке. Первые два таких агрегата уже уехали в Чебаркуль, их созданием руководил рабочий «Стройтехники», а заодно председатель городского Союза ветеранов Афганистана, Чечни и локальных военных конфликтов Максим Чернов.
«Современная война очень сильно отличается и от афганской, и от чеченских кампаний. Но быт есть быт, здесь требования не меняются. Во время службы на любом новом месте мы первым делом старались оборудовать баню», — делится опытом Чернов.
Печь от «Стройтехники» получается внушительной: 350 килограммов стали. По опорным пунктам на фронте ее не потаскаешь, а вот в палаточном лагере в Чебаркуле она очень к месту. Бригада из трех-четырех человек собирает печку с баком за рабочую смену.
«Походную баню с нашей печкой вряд ли изобразишь. Но сама по себе возможность помыться горячей водой в полевых условиях — бесценна! Боевая учеба — боевой учебой. Но первоочередная задача любого командования — наладить быт солдат. А мы в этом поможем», — заключает «чеченец» Максим Чернов.