Москва, 27.03.2021, 10:35:21, редакция FTimes.ru, автор Оксана Обадовская.
На заре своего появления исламская община была едина. Однако вскоре в ней появились разногласия, в центре которых оказалась фигура одного человека. Раскол повлек за собой многие войны и окончательно разбил общину на разные лагеря — суннитов и шиитов. Что стало причиной разделения, и в чем заключаются разногласия, вполне четко можно проследить в истории.
В современности сунниты и шииты стали двумя основными течениями ислама. Сунниты в численном большинстве — их 85% против 15% шиитов. При этом, в процент шиитов входят и более мелкие течения.
Содержание статьи
Али ибн Абу Талиб — человек рядом с Пророком
Некоторые историки указывают на Али ибн Абу Талиба, который невольно стал первопричиной раскола в общине. Исторически так сложилось, что все события происходили вокруг его фигуры.
Он был уникальным человеком — единственным, кто родился в Священной Каабе, святыне, которую арабы почитали еще до появления ислама. Как это могло произойти, история умалчивает. Второй важной деталью оказалось то, что Али, при рождении имевший имя Асад, был двоюродным братом Мухаммада — великого Пророка. Из-за финансовых трудностей он с детства жил в доме брата, и впоследствии стал первым человеком, принявшим ислам.
Вся жизнь Али проходила рядом с Пророком. Они были верными соратниками и побратимами, Мухаммад ценил брата, а тот был готов отдать жизнь за посланника Аллаха. Исламская община крепла, Пророк даже позволил Али жениться на своей дочери — Фатиме.
Наследование власти и воля Пророка
Однажды, возвращаясь из паломничества в Мекку, Мухаммад принародно объявил Али ибн Абу Талиба своим преемником. Вскоре Пророка не стало, но Али не взошел на престол — главой общины провозгласили Абу Бакра, соратника и тестя Мухаммада. С началом его правления появилось звание «халиф», что значит «заместитель».
Вслед за Абу Бакром общиной правили еще два халифа — Умар и Усман. Неизвестно, появилась ли идея шиитов еще во времена Абу Бакра или нет, но правление Усмана можно считать прологом к формированию этого течения. Будучи любителем роскоши, Усман снискал неодобрение у окружения. Его погубил сын Абу Бакра — Мухаммада ибн Абу Бакра. После долгих уговоров на престол взошел Али ибн Абу Талиб — преемник Пророка.
Политический раскол и первые шииты
Али должен был стать желанным правителем, однако народ пошел против, обвинив его в заговоре и гибели Усмана. Это привело к междоусобной войне, когда один из военачальников, Муавия, отказался присягнуть ему на верность.
Последовали годы стычек, предательства и появление хариджитов — первой в исламе секты. Они стали причиной гибели Али, звание халифа получил его сын Хасан. Вскоре между ним и Муавией был заключен договор — Муавия становится главой всего халифата, но после него трон переходит Хасану.
Однако договор оказался обманом, Муавия передал власть своему сыну. Сторонники наследников Али, не имея сил сражаться с многочисленной армией, ушли в тень. Они стали первыми шиитами. Со временем у них сформировался целый список разногласий с основной группой, получившей название «сунниты».
Разногласия между суннитами и шиитами
У истоков стоит больше политическая сфера, чем религиозная. Сунниты считают, что власть в общине может принадлежать избранному народом человеку. Шииты убеждены, что править общиной может только потомок Али ибн Абу Талиба и дочери Пророка Фатимы. С течением времени найти прямого наследника стало сложнее, но шииты продолжают отрицать праведность иной власти.
Сунниты признают право на правление первых халифов и их законы, считают, что возглавить общину может любой достойный человек. Кроме Корана, они считают священной сунну — предание об эпизодах из жизни Пророка, которые можно использовать как образец для следования. Сунниты признают, что все люди в какой-либо степени грешны. Скрывать свою религию (выдавать себя за поклонника иного вероисповедания) можно только ради спасения жизни. Среди сторонников сунны запрещены временные браки.
Шииты отрицают законность правления трех первых халифов и принятые ними законы. Они считают, что нет иных законов, кроме тех, что установил пророк Мухаммад. Единственной священной книгой для них является Коран. Только в нем они черпают советы о праведной жизни. 12 имамов среди шиитов считаются безгрешными, ибо их решения были благословенны. Более праведным признается только Пророк. Взгляды шиитов позволяют им лгать — ложь не будет грехом, если мысленно проговаривать при этом правду. Аллах услышит истину и простит произнесенные вслух слова. Шииты отрицают запрет на временные браки, их количество не ограничено.
Комментарии
Ваше мнение
-
Отменить ответ
Автор несет ответственность за содержание комментария