Москва, 21.02.2022, 23:27:29, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.
Советский и российский актер грузинского происхождения Арчил Гомиашвили за свою карьеру сыграл в нескольких десятках фильмов. Но вряд ли кто-то помнит другие образы артиста, ведь их все затмила главная работа – роль великого комбинатора Остапа Бендера. Актер получил ее в 1971 году, когда режиссер Леонид Гайдай решил экранизировать легендарные «12 стульев» Ильфа и Петрова. Фильм стал звездным часом и одновременно бременем для Арчила.
Персонаж Гомиашвили в фильме не говорил его голосом
Арчил Гомиашвили после выхода на советские экраны кинокартины «12 стульев» проснулся знаменитым. Он обеспечил себя славой и богатством на всю жизнь, но при этом возненавидел режиссера Гайдая и долго не общался с ним. Главная претензия Арчила заключалась в том, что его голосом в кадре было сказано всего несколько реплик. Персонажа озвучил Юрий Саранцев, а Гомиашвили был лишь «говорящей картинкой».
Об этом актер узнал только после выхода фильма. Он был взбешен, ведь без его разрешения такого не имели права делать. Также Гомиашвили отмечал, что Гайдаю удалось лишь поверхностно передать сложный и многогранный образ Остапа Бендера, который был не просто преступником.
А ведь Гомиашвили знал и общался на русском языке, много лет играл Остапа Бендера на театральной сцене, поэтому знал каждую реплику «на зубок». Он исколесил весь Советский союз с оригинальным мюзиклом.
До и после «12 стульев» Гомиашвили не получал солидных ролей
Тем не менее, Арчил Гомиашвили стал для Леонида Гайдая экстренным вариантом исполнителя роли Остапа Бендера. Первоначально режиссер и сценарист обращал внимание на звезд советского кинематографа. В пробах принимали участие Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Владимир Басов, Валентин Гафт, Александр Лазарев, Евгений Евстигнеев и многие другие. Но все они не подошли по типажу.
Отчаявшись, Гайдай даже хотел задействовать в фильме Муслима Магомаева, который никогда не снимался в кино. И тут режиссеру рассказали об Арчиле Гомиашвили. Он пришел на театральную поставку «12 стульев» в Горьком и восхитился. К тому моменту актеру уже было 45 лет, а в послужном списке не было выдающихся ролей в кино.
После выхода фильма доселе неизвестный грузин переехал в Москву, приобрел «Мерседес». Но он так и остался актером одной роли, который после экранизации «12 стульев» продолжил довольствоваться эпизодическими появлениями в кино. Ему не доверили роль Штирлица, а в «Мимино» уделили минимум экранного времени его персонажу, которого никто и не вспомнит.
В дальнейшем Арчил сумел хорошо заработать на игорном бизнесе в Германии. Он жил в достатке и занимался благотворительностью, но остался разочарован актерской карьерой, в которой не реализовал себя в полной мере, так и оставшись в образе Остапа Бендера.