В Челябинской области хаотичные сплавы по рекам стали проблемой местных жителей

0
46

Туристы часто пренебрегают сбором мусора после своих привалов

В Челябинской области хаотичные сплавы по рекам стали проблемой местных жителей

Жители поселков, расположенных на берегу реки Ай в Саткинском районе, недовольны постоянно увеличивающимся потоком туристов. За выходные здесь может побывать до нескольких тысяч участников сплавов. Они мусорят, вытаптывают пляжи и справляют нужду в местах отдыха местных жителей. Подробности рассказала журналист газеты «Саткинский рабочий» и районный депутат Светлана Перфильева.

Проблеме не меньше пяти лет. С активизацией внутреннего туризма она только усугубилась. Теперь в сезон сплавов катамараны плывут сплошным потоком с разрывом в пять — десять метров.

Берега, по словам Светланы Перфильевой, заняты под кемпинги. Туристов сразу на нескольких автобусах привозят делегациями по 150 человек. Места их привала оказываются рядом с жилой зоной. 

«У людей перекрыты выезды-въезды, огромные стихийные стоянки. В Межевом под стоянку машин с прицепами просто заняли одну полосу на проезжей части», — делится Светлана Перфильева.

Впрочем, остроты проблеме добавляют скорее не машины, а сами сплавщики. Местные жители уверены, что многим отдыхающим нет дела до территорий, на которых они не пробудут и дня. Отсюда — мусор и неуважительное отношение к природе. 

«Представьте: приезжает автобус, который ехал откуда-нибудь из Перми. Они все выгружаются и чаще всего идут в ближайшие кусты. А таких автобусов приедет 15 за день», — рассуждает журналист.

Светлана Перфильева отметила, что ОГУ «Особо охраняемые природные территории», подведомственное Минэкологии региона, установило в некоторых местах туалеты. Однако большая часть из них закрыта.

«Даже если бы работали те туалеты, они в принципе не рассчитаны на такое количество людей», — уверена Светлана.

Чаще всего организаторы сплавов — нелегальные группы. Опытные сплавщики покупают катамараны и набирают за деньги компании туристов. Никто не гарантирует  безопасность таких сплавов, нередко поездки по реке сопровождаются алкогольными возлияниями.

«Не все, конечно, такие. Есть те, кто плывут с исследовательскими целями или семьями, но это не уравновешивает даже», — считает собеседник.

Жители по мере возможностей пытаются ухаживать за территорией. Муниципалитеты и саткинские туроператоры устраивают субботники.

«В итоге по осени мы здесь убираем за туристами, которые сюда со всей страны едут», — говорит журналист.

За охраной реки Ай как памятника природы следит ОГУ «Особо охраняемые природные территории». Региональное министерство экологии в ответ на запрос ИА «Первое областное» сообщило, что в этом году не было официальных обращений от граждан по нарушениям со стороны участников сплавов. По территории памятника природы, к которой относится река Ай от устья реки Бейды до деревни Сикияз-Тамак, может передвигаться только спецтранспорт. Следят за соблюдением этих требований инспекторы ООПТ. Так, на берегу Тургояка регулярно эвакуируют машины отдыхающих из зоны лесного массива.

Светлана Перфильева считает, что решить проблему могли бы легальные туристические перевозки. Сплавщики должны двигаться по обустроенной и контролируемой инфраструктуре, комфортной в том числе для местных жителей.

Предлагается, чтобы стоянки были только в определенных местах. Но возникает вопрос контроля.

«Представьте, если одновременно на территории больше 80 километров в длину находится пять тысяч человек, то никаких инспекторов не хватит, чтобы это контролировать», — говорит журналист.

Еще один вариант, по мнению собеседника, — придание территории особого статуса: пригородного или геопарка. Тогда есть вероятность, что можно будет организовать лишь несколько стоянок, а по остальной территории туристы будут вынуждены двигаться транзитом.

Проблема обнажилась и в Нязепетровском районе. Жители прибрежных к реке Уфе деревень жалуются на стихийные свалки и туалеты после любителей сплавов. Они обсуждают, как можно решить проблему, в местных пабликах, которые туристы и не читают. 

Светлана Перфильева уверяет, что проблему не решить на местном уровне. Реки, по которым проходят сплавы, позиционируются как региональные точки притяжения, поэтому и вопросы, связанные с ними, — областного масштаба.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь