Пианист получил почетную награду, а город — новые имена
На сцену театра оперы и балета не просто вышли звезды мировой классической музыки. Они вышли при практически полном зале! Многие концерты в Европе отменены, а в Челябинске звучит Чайковский, Рахманинов, Верди и Шопен.
6 апреля в столице Южного Урала стартовал юбилейный, десятый фестиваль «Денис Мацуев представляет...». Губернатор области Алексей Текслер на церемонии открытия отметил, что фестиваль уже стал культурным достоянием региона, праздником для всех поклонников и творческой кузницей молодых талантов.
«Денис Мацуев приглашает виртуозных мастеров, уровень фестиваля высочайший! Я рад, что наше сотрудничество выходит и за рамки фестиваля. Благодаря фонду „Новые имена“ талантливые дети Южного Урала получают стипендии и возможность обучаться у лучших педагогов. Кроме того, при поддержке Дениса Леонидовича в Челябинске создан симфонический оркестр. Уверен, наше дальнейшее сотрудничество будет не менее плодотворным», — подчеркнул Алексей Текслер и вручил Денису Мацуеву почетный знак «За заслуги перед Челябинской областью».
В ответной речи Мацуев признался, что с Челябинском у него долгий и бурный роман:
«Этот фестиваль — плод нашей с городом любви. Я много раз выступал в Челябинске и в какой-то момент понял, что здешняя публика готова и ждет настоящий фестиваль. Именно вы (раскрывает руки к залу) — главные герои вечера! И гении, искорки, которые мы находим с фондом „Новые имена“. Я верю, мы откроем еще много талантливых музыкантов».
К слову, скоро попасть в стипендиаты фонда южноуральским музыкантам будет проще. В новой детской филармонии в Челябинске, строительство которой уже идет, будет открыто представительство фонда, классы лучших педагогов страны, может, даже самого Мацуева. Об этом на фестивале заявил министр культуры области Алексей Бетехтин.
Содержание статьи
Как сильно можно любить Рахманинова
Официальная часть быстро завершилась, на сцене подкатили рояль, и вышла Ева Геворгян — юная пианистка, за спиной которой несколько десятков международных конкурсов, наград и премий. Мацуев сказал, что она «уникальное явление российской фортепианной школы». И как он прав! Как эмоционально, словно спорила с инструментом о чем-то, с жаром и трепетом играла она «Рапсодию на тему Паганини» Сергея Рахманинова, микс популярной мелодии 24-го каприса, фрагмента католической мессы Dies irae и уникальных ходов композитора.
«Я обожаю Рахманинова, хочу выучить все его произведения и сыграть на популярных площадках России и мира. Рада выступать сегодня в Челябинске, в восторге от публики, от той энергии, что подарил мне зал», — призналась Ева в перерыве после первого отделения.
По Питерской с Нареком
Абсолютным откровением стало выступление виолончелиста Нарека Ахназаряна. Он играл Вариации на тему рококо Чайковского. Но я видела не сцену оперного театра в богатом убранстве и не музыкантов в строгих костюмах, нет. Перед глазами словно разворачивалась та самая Питерская (ее мотивы включены в вариации), вдоль которой троечки, да с колокольчиками, да судака кумовья тащат. Только медленно. Но нет, проходит минутка — и рядом девушки плясать начинают и юноши разные коленца выделывают.
А в центре действия — Нарек, лихо танцующий головой, плечами и пальцами. И дышит шумно, и улыбается. Его руки по грифу и струнам перемещаются с невероятной скоростью и нежностью одновременно. У него есть какие-то доли секунд передышки, пока оркестр берет сложные созвучия. Я даже тутти особо не заметила.
Завершал первое отделение Юлиан Рахлин, скрипач, дирижер и виртуоз игры на альте. Рахлин солировал с концертом редкой зрелищности — ми-минор Мендельсона. Свежий, как утро после дождя, резкий и очень мелодичный, этот концерт с солирующей скрипкой похож на энергичный спор. В котором непонятно, кто победил: Рахлин, наш прекрасный симфонический оркестр или все-таки музыка.
Улица широкая, травушка зеленая
Вторую часть концерта открывала оперная дива Хибла Герзмава. Весь антракт она распевалась, возле ее гримерки все ходили на цыпочках.
«Я рада вновь выступать в Челябинске, с удовольствием приняла приглашение своего друга Дениса Мацуева. Мне комфортно на челябинской сцене. Да, здесь есть нюансы акустики, плохая полетность голоса. Но я справлюсь, тем более с такими профессионалами, как мои коллеги-музыканты», — Хибла обаятельно улыбается.
А потом она вышла на сцену, роскошная, в темном бархатном платье и изумрудном плаще, и запела арии из опер Верди. Так чисто, глубоко и искренне, с потрясающим диапазоном, мощными крещендо и переливами. Вставала в позу, мела плащом, заигрывала с публикой, дирижером Адиком Абдурахмановым — ах, хороша! А потом Хибла Герзмава шутить изволила и исполнила... народную «Травушку-муравушку».
Эх, жаль в народной песне мало куплетов. Казалось, еще пара строк — и ослепительная Герзмава пустится в пляс.
Шопен на бис
Наконец по сцене снова начали катать рояль и через несколько секунд вышел сам Денис Мацуев. Он исполнял второй, как он любит уточнять, пандемичный концерт Шопена. Разученный в период самоизоляции, этот концерт на Южном Урале исполнялся впервые.
У любого пианиста стартовый комплект одинаковый. Но только некоторые застревают в состоянии «а, сбацай что-нибудь», а другие — Денис Мацуев. Который пальцами из костяных клавиш извлекает невероятные сочетания звуков. А кроме того, маэстро крайне артистичен за роялем. Он хмурится и закусывает губу, грубит и улыбается, спорит с инструментом, поглаживает его, а иной раз резко отдергивает руки, будто его обожгло классической музыкой.
Крестный отец нашего симфонического оркестра обменивается знаками с Адиком Абдурахмановым. О чем они перемигиваются? Может, о том, что вот-вот появился для оркестра роскошный концертный зал на сваях несостоявшегося Конгресс-холла? Или о школе Дениса Мацуева, которая в будущей детской филармонии будет вершить судьбы детей и фонда «Новые имена»?
На бис маэстро играет популярнейший вальс Шопена так, словно рассказывает историю-шутку, сидя в теплой гостиной в кругу друзей или один на один с инструментом. Зрители все чувствуют — в нарядном зале оперного абсолютная тишина. Публика буквально взрывается аплодисментами, когда Мацуев отдергивает руки от клавиатуры, энергично встает и выводит на поклон всех своих друзей.
Фестиваль «Денис Мацуев представляет...» пройдет в три дня, а потом маэстро с симфоническим оркестром отправится в Троицк и Озерск.
— Надеюсь, нас тут не захватит врасплох пандемия. А то в прошлом году концерт в Сатке стал последним предкарантинным концертом, — смеется Мацуев и тут же сам себя успокаивает: — Главное, что у меня всегда под руками верное средство от коронавируса и всех болезней — музыка!