Зачем на самом деле Рембрандт написал столько автопортретов?

0
1114

Зачем на самом деле Рембрандт написал столько автопортретов?

КультураЗачем на самом деле Рембрандт написал столько автопортретов?
Добромир31.08.20200

Да, Рембрандта можно назвать художником, которому не нужны модели. Мастер написал огромное множество портретов своей жены Саскии и еще больше – автопортретов (более 80!). Один из последних был назван самой дорогой работой Рембрандта. Автопортрет ушел с молотка за рекордные 18,7 миллиона долларов.

Существует интересная теория о том, почему художник на самом деле создавал столько личных портретов.

Содержание статьи

О художнике

Произведения Рембрандта остаются одними из самых ценных в мире произведений всех времен. Голландский художник, который доминировал в Золотой Век, оставил след, который его заклятые соперники не смогли стереть до сих пор. Его работы стали частью постоянных экспозиций самых знаменитых музеев мира.

Рембрандт написал так много автопортретов (80!), что изменения в его внешности побуждают нас оценить его настроение и период жизни. Сравнивая его автопортреты, мы словно читаем эти образы. Это наглядная автобиография Рембрандта. Написать столько собственных образов (10% от общего числа работ) было чрезвычайно много для любого художника того времени. Для сравнения, очень трудолюбивый художник и плодовитый своими работами Рубенс написал всего семь автопортретов.

Зачем на самом деле Рембрандт написал столько автопортретов?

Работы Рембрандта – это и офорты, и гравюры, и полотна. Автопортреты-офорты в основном неформальные, часто игривые, этюды выражают экспрессивные выражения лица художника, а в портретах Рембрандт демонстрирует себя в различных костюмах, в некоторых работах одежда является чрезвычайно модной для той эпохи. В других он гримасничает. Его картины маслом отражают прогресс от неуверенного молодого человека и очень успешного портретиста 1630-х годов до тревожных, но чрезвычайно мощных портретов его старости. Вкупе они дают удивительно четкое представление о человеке, его внешности и психологическом облике. Рембрандт — единственный художник, который сделал автопортрет одним из основных средств художественного самовыражения. Именно он превратил автопортрет в автобиографию. Вторым после него был Ван Гог.

Автопортрет 1636–1638 годов

В своем «Автопортрете 1636–1638 годов» из музея Нортона Саймона (в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса) Рембрандт образом изобразил себя в профиль в ¾, задумчиво глядящим в глаза зрителю. Брови мастера чуть нахмурены, лицо напряжено. Образ знаком зрителю, но, скажем, поза очень искажена. Его левая рука прижата к груди, которую украшает дорогой пиджак. Тенденции этой одежды восходят к костюмам прошлого века, что является преднамеренным способом Рембрандта согласовать живопись с портретами эпохи Возрождения, призванными повысить статус художников, которые долгое время считались лишь ремесленниками, а не настоящими мастерами. Его состоятельная и аристократичная внешность впечатляет и с точки зрения его экономических возможностей: в то время Рембрандт был на грани банкротства (а значит, образ и реальность снова не согласуются). Драматическое освещение подчеркивает эту искусственность образа.

Зачем на самом деле Рембрандт написал столько автопортретов?

Автопортрет 1636–1638 годов

Автопортрет 1659 года

Вот, например, один из автопортретов с жизненной трагедией, написанный через 20 лет после предыдущего. Рембрандт написал эту работу в 1659 году, когда после многих лет успеха он потерпел финансовую неудачу. Его просторный дом в Амстердаме и другое имущество были проданы с аукциона, чтобы расплатиться с кредиторами.

Зачем на самом деле Рембрандт написал столько автопортретов?

Автопортрет 1659 года

И что мы видим на полотне? Уголки бровей опущены (это грусть), губы напряжены (человек не спокоен и не расслаблен, его явно что-то тревожит). В глазах можно прочитать отчаяние и беспокойство о будущем. Глубоко посаженные глаза, глядящие прямо на зрителя, выражают мудрость, полученную горьким жизненным опытом. Кстати, художник использовал подобный ракурс, вдохновившись знаменитым портретом Бальтазара Кастильоне кисти Рафаэля, который Рембрандт видел воочию на аукционе в Амстердаме в 1639 году.

Зачем на самом деле Рембрандт написал столько автопортретов?

Портрет Бальтазара Кастильоне кисти Рафаэля

Самый дорогой автопортрет

С новостных лент не сходит сообщение о том, что один из многих автопортретов Рембрандта был продан на виртуальном аукционе в июле этого года за 14,5 миллиона фунтов стерлингов (18,7 миллиона долларов) – и это рекордная цена для автопортрета голландского мастера. Это произведение искусства 1632 года выполнено на дубовой панели и изображает молодого художника в тот самый период времени, когда тот недавно обосновался в Амстердаме. На рассматриваемой работе художник одет в черную одежду с белым воротником, в черную шляпу с золотой отделкой. Эта работа является одной из двух, на которых художник изобразил себя в образе состоятельного молодого человека.

Зачем на самом деле Рембрандт написал столько автопортретов?

Автопортрет 1632 года

Почему Рембрандт создал так много автопортретов?

Рембрандт был одним из первых пионеров селфи-портретов, который создал около 80 картин, гравюр и рисунков со своим образом в возрасте от 22 до 63 лет, запечатлев различные стили и настроения.

Как считают ряд искусствоведов, Рембрандт создавал автопортреты с целью:
1. изучения персонажей
2. упражнения по изображению настроения и света,
3. пробовал различные сложные костюмы,
4. а также для демонстрации подходящего стиля клиенту с последующим создание работы под заказ.

Вполне вероятно, что художник писал свои автопортреты для того, чтобы дать потенциальным покупателям представление о том, как он изобразит их, если они закажут у него портрет. Очень дальновидный маркетинговый ход, не так ли? Есть еще одна интересная деталь: вы обращали внимание, что Рембрандт очень редко изображал свои руки? Дело в том, что автопортреты были созданы художником, смотрящим на себя в зеркало. Поэтому руки обычно опускаются или «бегло описываются». Они остаются на «изнанке», в тени.

Все эти работы демонстрируют блестящие навыки Рембрандта как живописца, психологического художника, а также его глубокие познания в исторических предметах и истории искусства. Его приемы и костюмы не только прославляют исторический жанр, но и предвосхищают будущее, в котором самобытность создается художником, а человечество выражается личными образами.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь