30 и 31 июля в Челябинском театре кукол — мировая премьера спектакля «Любовь и голуби»

0
390

Питерский режиссер Алексей Смирнов ставит первый в России кукольный спектакль по сюжету, любимому со времен фильма Владимира Меньшова

30 и 31 июля в Челябинском театре кукол — мировая премьера спектакля «Любовь и голуби»

Накануне премьеры встречаемся с режиссером Алексеем Смирновым в Театре кукол (на самом деле — в фойе ДК ЧЭРЗ, где временно квартирует театр), чтобы расспросить, что нового он намерен сообщить зрителю об истории, выученной наизусть, до звона, как таблица умножения. До премьеры остается три дня.

30 и 31 июля в Челябинском театре кукол — мировая премьера спектакля «Любовь и голуби»

На правой руке дважды дипломанта «Золотой маски» Алексея Смирнова всегда — невидимая кукла

Никакого Шекспира, никакого Чехова (при всем уважении) массовый зритель не помнит так точно и не любит так искренне, так нежно, как меньшовскую комедию «Любовь и голуби». Пересказать в куклах сюжет культового фильма нескольких поколений — это риск, эксперимент и сильная заявка.

Интриг в этой премьере сразу две. Первая — до пауз, до интонаций и восклицательных знаков знакомый текст. Вторая — вместо артистов куклы.

30 и 31 июля в Челябинском театре кукол — мировая премьера спектакля «Любовь и голуби»

Идет репетиция сцены, когда вся семья читает письмо, в котором «мы с Василием обрели друг друга»

— Алексей, как вы с этим справляетесь? Реплики звучат голосами Юрского, Гурченко, Дорошиной, Теняковой… Вы же не меняете текст?

— Нет, конечно. Текст не меняется. Но знаете, у нас одна актриса не смотрела фильм.

— Ей, наверное, лет двадцать?

— Двадцать с небольшим. Она впервые познакомилась с произведением, прочитав пьесу.

— Думаю, таких зрителей меньшинство.

— Конечно. Мы рассчитывали на эту интригу: что, в Театре кукол — «Любовь и голуби»? А… как? Мы попытаемся сыграть на сравнении с фильмом. Сыграем на любопытстве.

30 и 31 июля в Челябинском театре кукол — мировая премьера спектакля «Любовь и голуби»

Так выглядит деревенский дом Надежды и Василия, украшенный голубятней

Художник Катя Петухова из Канады нарисовала персонажей, которые в чем-то неуловимо напоминают киногероев. Композитор Николай Морозов из Санкт-Петербурга написал такую музыку, которую я слушал и думал: «Стоп! Это же музыка из фильма! Как так?» Послушал еще раз — нет, абсолютно другая. Но такая же органичная.

— Помните свое первое впечатление от фильма?

— Конечно. Я в детстве почему-то начинал смотреть с того момента, как дядя Митя запевал: «Веселья ча-а-а-а-а-ас и боль разлуки! Что, откопались уже?» И погоня за ним, и потом кадриль.

Знаете, что для меня главное? Фильм сам по себе ностальгический. Даже когда его Меньшов снимал, такой деревни уже не было. История сама — о времени, когда деревенским только-только разрешили получать паспорта и уезжать в город. Главный герой Василий в городе не был, вот и поехал пожить покрасивше. Дочь Людка вернулась оттуда, побитая мужем… Закачался мир.

30 и 31 июля в Челябинском театре кукол — мировая премьера спектакля «Любовь и голуби»

Явилась городская Раиса Захаровна с очень модными губами

Описанная драматургом Владимиром Гуркиным деревня — это уходящая натура. Там зафиксирован момент, когда деревня начала умирать. Ее в том виде нет и больше не будет. И сейчас идет смена эпох.

— Но история же не о конфликте города с деревней?

— Я попытаюсь объяснить. История, рассказанная в «Любовь и голуби», по силе проживания чувств, осталась где-то очень далеко. Как та деревня, как голубятни. В этом она для меня ностальгическая. Нет больше такого проявления чувств. В принципе нет. Эта эпоха ушла.

Более того, такое проявление чувств — именно то, что нам так нравится в фильме! — выглядит сейчас совершенно нелепо. Ну что это такое: пришли люди и стали морду бить. Мы выражаем эмоции опосредованно: эмодзи, смайлики, тонкий троллинг… Простота и наивная чистота утрачены, они ушли вместе с той деревней. Герои «Любовь и голуби» наивны! Тем и подкупают, за то и любим.

30 и 31 июля в Челябинском театре кукол — мировая премьера спектакля «Любовь и голуби»

30 и 31 июля в Челябинском театре кукол — мировая премьера спектакля «Любовь и голуби»

Заслуженная артистка России Арина Жарикова и Раиса Захаровна

30 и 31 июля в Челябинском театре кукол — мировая премьера спектакля «Любовь и голуби»

Актриса Елена Плещеева (справа) и Надюха

Не знаю, найдет ли это отклик у молодежи. Молодые люди живут в телефонах, скользят по поверхности. Они находятся в таком плотном и сильном информационном поле, что утрачивается понимание ценности информации, уникальности людей, чувственного опыта. Я недавно наблюдал, как великий педагог читал студентам лекцию. Молодые люди не в состоянии оценить ценность и уникальность момента, они не чувствуют. Они погуглят.

Я вырос в те времена, когда новая музыка на кассете появлялась в городе и ты ее добывал! Искал, чтобы переписать. Для нас информация была ценна! А сейчас ценности нет: надо найти — нашел — и даже не запомнил. Поэтому и восприятие жизни изменилось. И чувства свои мы выражаем по-другому.

30 и 31 июля в Челябинском театре кукол — мировая премьера спектакля «Любовь и голуби»

И вот так происходит репетиция, внутри декораций

— Почему вы решили играть историю в куклах-петрушках? Не теневой театр, не марионетки, не ростовые куклы?

— Петрушечные спектакли почти ушли, но именно к нашей истории они подходят идеально. Никакие не марионетки, не ростовые куклы, о чем вы. Петрушки сами по себе — очень простые и наивные в своих проявлениях. И материал пьесы достаточно наивен. Нет никаких хитросплетений. Ничего суперсложного с героями не происходит: все открыто, все напрямик. Если плачем, то в три ручья, если радость, то всей улицей, если теряем голову — то в прямом смысле, в кукольном театре все возможно.

Я учу актеров: ребята, вы куклами работаете, как флагами. Должен быть максимально широкий, внятный, читаемый жест. Мелкие движения просто потеряются ряду на двенадцатом, для зрителя герои будут неразличимо стоять на месте.

— Что было самым сложным для вас в этой работе?

— Было и остается —  поиск языка. Текст прекрасный. Наша задача — перевести текст в визуальную драматургию. Видите ли, если бы актерами были люди, мы бы за ними наблюдали: есть мимика, есть энергия. Когда разговаривают куклы — ничего не происходит. Визуально они статичны. Выражение лица у куклы не меняется. Поэтому самое сложное здесь — визуализация драматургии.

30 и 31 июля в Челябинском театре кукол — мировая премьера спектакля «Любовь и голуби»

Дамы намереваются побить друг другу морды

— Но сам сюжет вечный.

— Конечно, вечный. Но мне дорог не сюжет, а ностальгия. «Любовь и голуби» — это ностальгическая комедия. Я действительно жалею, что уходит эта красота и открытость проживания чувств. Сейчас это особенно очевидно.

Но если бы это было совсем далеко и не про нас — не было бы такой привязанности к этому фильму, искренней, неподкупной.

— Конечно. Наша жизнь по сути — чувственная. Чем ярче чувственные, эмоциональные перепады, тем дольше они помнятся. Не «Сколько я сделал шагов» или «Сколько употребил калорий», а «Что я сегодня испытал» — вот главный вопрос. И негативные чувства тоже делают содержательным наше ежедневное существование. Иначе это будни монотонные. Как сказала Раиса Захаровна: «А привычка?» — «Кака привычка?» — «Элементарно! Привычка!»

30 и 31 июля в Челябинском театре кукол — мировая премьера спектакля «Любовь и голуби»

Дядя Митя во время репетиции поджидал за кулисами

— Вот о чем, милая моя, вы должны были подумать.
— Конечно. Нам необходимо испытание чувств. Этим мы живем, этого хочется, и в театре, и по жизни. Зачем мы ходим в театр? Как говорил Александр Митта, чтобы испытать стресс. Не тот, который тебя убивает, а слабые его токи. Поэтому мы и пересматриваем любимое.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь