Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

0
20

Наталье Балдиной исполняется 70 лет

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Челябинская актриса рассказала, как почти пятый десяток играет в театре кукол

Показать еще 9 фото

Заслуженная артистка РФ, актриса Челябинского театра кукол имени В. А. Вольховского Наталья Балдина отмечает 10 октября 70-летний юбилей. 49 лет она служит в челябинском театре. Это большая часть истории театра кукол, который недавно открыл свой 89-й сезон. Накануне юбилея Наталья Балдина рассказала журналисту ИА «Первое областное» о своем творческом пути и о том, как уже почти полвека она договаривается с каждой своей куклой, вживаясь в роль. 

— Как вы оказались в Челябинске? Родились и выросли вы далеко отсюда, в Дагестане.

— Судьба так интересно сложилась. Училась я после школы в Казанском театральном училище, а Челябинск случился уже потом. После училища почти два года работала в Казанской филармонии. Пели мы с девчонками очень хорошо, нас туда ансамблем и пригласили. Но время шло, надо было развиваться профессионально. Наш педагог посоветовал искать работу в театре, и мы стали писать письма в разные города. Челябинский театр кукол откликнулся. В то время главным режиссером был Людвиг Устинов. Мы приехали к нему в театр. Правда, не всем ансамблем, а только втроем.

— Понравилось работать с Устиновым?

— Да, хорошо работали, интересно. Устинов говорил, что кукла и актер должны быть равноправными партнерами на сцене. Поэтому в его постановках много живого плана. Если раньше в театре кукол работали все время за ширмой, то теперь мы вышли к зрителю и стали общаться с куклой на виду у публики. Ставили и спектакли для взрослых. «Любовь и три апельсина», например.

— Потом случилась эпоха Вольховского?

— Все верно. В 1977 году Валерия Вольховского назначили главным режиссером театра. И концепция работы изменилась. Когда делали с Валерием Аркадьевичем первый спектакль, удивлялись его методам, подходам, многое не понимали. Но старались следовать за его мыслью. Когда увидели результат, поразились, насколько гениально получилось. С радостью вспоминаю детский его спектакль «Краса Ненаглядная». Очень трогательная у меня в нем роль служанки Фимушки, прототипа красы.

— И «Соломенного жаворонка» вспоминаете?

— Конечно! Спектакль — фантазия на темы древнерусского фольклора. Представление о жизни людей того времени, с языческими верованиями, круговоротом природных циклов. Артисты становились деревенскими жителями и разыгрывали историю. А мне досталась роль самого Жаворонка. Такая маленькая птичка из соломы, которая постоянно прибегает и что-то деревенским сообщает. «Соломенный жаворонок» тепло приняла публика на фестивале во Франции.

— Заграница удивила?

— Нас больше всего поразило, что буквально за несколько часов мы проехали все страны Европы на поезде. Мы из Москвы до границы страны ехали дольше, чем потом проскочили все эти страны. Магазины там полны, конечно, товаром всяким, но душевный настрой людей не понравился. Другие взаимоотношения, другой менталитет, все другое. Еще одно подтверждение тому, что где родился, там и пригодился. Все, что заложено в каждого человека, нужно реализовывать здесь, в родной стране.

— Что вас больше всего вдохновляет?

— Вы знаете, какие-то простые вещи ценю. Вижу природу нашу, животных, радуюсь. Это так здорово — видеть, чувствовать, ощущать окружающий мир. Такая красота неимоверная дана нам. Жизнь человека очень краткий срок. Хочется, чтобы многие люди научились понимать вкус жизни, радовались каждой минуте. Детей люблю, иногда умиляюсь до слез. Ценю людей, которые со мной рядом.

— Какая у артиста театра кукол задача, как думаете?

— Мне нравится, когда дети после нашего спектакля выходят веселые. Люблю, когда ребята с удовольствием погружаются в спектакль. Для нас, артистов, наслаждение, если после спектакля ребенок что-то новое открыл для себя, задумался над чем-то. Современная молодежь очень необычно мыслит, мы, конечно, стараемся преподносить им сюрпризы, давать пищу для размышлений.

— Театр кукол — то самое место, где ребенку можно ненавязчиво рассказать о каких-то вечных ценностях?

— Да, у нас есть истории на все вкусы и возрасты. Только в театре кукол перед юным зрителем открывается целый мир, населенный сказочными героями. Они покажут и расскажут ребенку, почему необходимо помогать старшим, любить родных, прилежно учиться. Любой спектакль нашего театра можно привести в пример. Возьмем «Простодурсена», в нем я играю сразу две роли — мамы утки и Октавы. Октава старается строить хорошую жизнь. Пытается в своей сказочной стране создавать театр, чтобы спасти всех от уныния и подарить жителям душевное тепло.

— Куклы обладают особым даром общаться со зрителем?

— Театр кукол в целом уникальный организм. Куклы все разные, мы работаем и с перчаточными, и с тростевыми, и с марионетками. Артист договаривается с куклой, изучает ее: начинает с куклой двигаться, пробовать что-то делать, ищет наиболее выразительные ракурсы. Тогда у куклы появляется свой уникальный голос, вырисовывается характер.

— И кукла оживает?

— Если артист выстроил характер куклы, прожил этот образ, только тогда. А голос — самое важное, пожалуй. Кукла должна заговорить сама, а ты только даешь ей голос. Каждый артист театра кукол обязательно виртуозно владеет голосом. Часто нам приходится в одном и том же спектакле играть нескольких персонажей. Важно вовремя перестраиваться.

— Этому учат в театральных вузах?

— Раньше работе с голосом уделяли много внимания. Как правильно звук подать, чтобы живой звук дошел до каждого зрителя в зале, чтобы эмоция отозвалась. Сейчас в театрах много работы с микрофонами и не все вузы продолжают учить студентов работать без поддержки электроники.

— Вам, как поющей актрисе, часто приходится петь в постановках?

— Да, в некоторых спектаклях петь приходится очень много. Иногда бывают сложные случаи. Например, в «Неправильных сказках» моя Нянюшка много пела. Непростая получилась задача. А в конце 90-х годов у нас был полноценный музыкальный спектакль «История любви» — такое попурри из дворовых песен для пяти актрис. Александр Борок и Сергей Плотов написали и поставили. Настоящий фурор в театральной среде произвели постановкой, невероятный успех.

— Как сохранять оптимизм в нашем сложном мире?

— Необходимо чаще бывать в театре кукол! В нашем репертуаре есть спектакли для взрослых, а есть для самых маленьких. Рекомендую для начала выбирать сказки для всей семьи: получите удовольствие и будет о чем поговорить с ребенком. А живое общение — самое ценное в нашей жизни. Пусть ребенок и родители отвлекутся от гаджетов, погуляют, зайдут в наш театр, а потом поговорят, сравнят впечатления. Тогда все будет не зря.

— Зрители делятся с вами впечатлениями?

— Да, иногда общаемся. Бывает, что удивляют! Совсем недавно играли мы спектакль «Колобок». Всем известный сюжет. И вот после спектакля подходят несколько мамочек и начинают благодарить. Очень приятно, что зрители ценят нашу работу!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь