Москва, 15.01.2022, 11:41:52, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.
Океан — это мегатонны воды, но вся она соленая, а потому совсем не подходит для утоления жажды. Отправляясь в плавание, моряки сейчас берут столько пресной воды, сколько нужно. Благо, позволяют размеры современных судов.
А вот как дело обстояло с кораблями старинными? Они были гораздо компактнее, при этом экипаж обычно был большой. Ведь мореплавателям предстояло делать великие географические открытия, и им нужна была провизия на все время плавания.
Содержание статьи
Корабельные запасы
Конечно же, главный источник воды в соленом океане — это корабельные запасы. Воду брали вместе с продуктами питания, в число которых входили крупа, вяленое мясо, сухари и галеты, живая птица. На корабле также обязательно присутствовал алкоголь. Жажду утоляли не только чистой водой, но и пивом.
Но ограниченные размеры корабля не позволяли взять столько питья, сколько хватит на все время плавания. Например, американский фрегат USS Constitution, который отправился в свое первое путешествие в 1797 году, позволял взять на борт только 140 тысяч литров воды и провианта. Однако на 300 человек нужно было брать минимум 142 тысячи литров одной только воды.
Фуражировка
Моряками регулярно пополнялись запасы пресной воды, иначе не выжить. Корабли заходили в дружественные порты на фуражировку или же останавливались у островов, где имелись источники чистой воды. Для этого нужно было заранее правильно проложить маршрут. Если вовремя не пополнить запасы — члены команды могли пострадать.
Большой проблемой было также и цветение воды в деревянных бочках. Уже через две-три недели она становилась непригодной для употребления. Но следуя опыту времен Древнего Рима, моряки часто разбавляли воду уксусом или же алкоголем. Тогда в ней не размножались бактерии.
Добыча пресной воды посреди соленого океана
Менее энергозатратный способ добыть пресную воду в соленом океане — это добыча из природных источников. В древности моряки обязательно расставляли специальные сосуды для сбора дождевой воды. Она была намного чище той, которая простояла в бочках не одну неделю. К тому же дождевую воду обязательно кипятили перед готовкой или питьем.
На кораблях также были и опреснители соленой воды. Правда, их производительность оставляла желать лучшего. Работали очень долго, а воды получалось крайне мало. Они лишь немного помогали дотянуть до ближайшего порта, чтобы пополнить запасы живительной влаги. Устанавливали такие опреснители обычно на камбузе судна.