«Чтобы русский промысел не забывался». Жительница Златоуста создает кокошники

0
353

О знаковом атрибуте национального костюма в Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

«Чтобы русский промысел не забывался». Жительница Златоуста создает кокошники

«Чтобы русский промысел не забывался». Жительница Златоуста создает кокошники

«Чтобы русский промысел не забывался». Жительница Златоуста создает кокошники

«Чтобы русский промысел не забывался». Жительница Златоуста создает кокошники

«Чтобы русский промысел не забывался». Жительница Златоуста создает кокошники

«Чтобы русский промысел не забывался». Жительница Златоуста создает кокошники

«Чтобы русский промысел не забывался». Жительница Златоуста создает кокошники

Показать еще 2 фото

Жительница Златоуста Галина Васильева создает русские народные кокошники для своей авторской коллекции. Женщина увлекается народными промыслами около десяти лет. Сначала Галина изготавливала обереги, куклы-мотанки, а два года назад сделала свой первый кокошник. О сохранении народных традиций в русской культуре, их продвижении… и нерентабельности такого вида творчества — в материале информагентства «Первое областное».

Галина Васильева по профессии художник, окончила архитектурный институт и трудовую деятельность посвятила педагогике и рисованию.

«У нас художественный город, мой отец — художник, резчик по дереву, сама я несколько лет работала в гравюрной мастерской. Направление в русское народное творчество у меня произошло десять лет назад, когда с семьей мы случайно попали на фестиваль „Трезвая Россия“. Тогда мы просто выехали в пригород на пикник, а остались на все выходные на празднование Ивана Купала. Все эти хороводы, пляски, песни произвели на меня неизгладимое впечатление. Я вернулась на работу, но не смогла вернуться к себе прежней. Поняла, что хочу быть в этом водовороте событий, лиц, что хочу углубиться в историю своего народа», — рассказывает Галина.

Сначала она вместе со своими единомышленниками создала творческое объединение «Златоустовская вечорка». Семейные посиделки, традиционные русские праздники, выступления на фестивалях и реконструкции обрядов — это то, чем занимались активисты клуба.

«Параллельно я стала увлекаться изготовлением кукол-моталок. Маленькие куколки из тряпиц были очень распространены на Руси: вот у мамы десять деток, когда же ей каждому куклу мастерить. А тут она взяла лоскуток, намотала нитками головку, ручки-ножки — куколка готова. Потом куклы стали нести смысл, оберег, значение», — рассказывает Галина.

«Чтобы русский промысел не забывался». Жительница Златоуста создает кокошники

В 2019 году Галина стала черпать вдохновение в интернете, тогда она наткнулась на авторские кокошники.

Старинный головной убор русского костюма символизирует покрытую голову замужней женщины. Его носили еще с X века, нарядный кокошник стремились иметь женщины и девушки всех слоев и самые богатые экземпляры передавали из поколение в поколение. Украшенные перламутром, аппликациями, а иногда и драгоценными камнями, они стали символом мастерства и искусности.

«Я ведь думала, что всю жизнь буду делать куколок, дарить их, выставлять в местных музеях, проводить мастер-классы и творческие встречи. Куколки — это целая философия в русской культуре. Но, когда я начала интересоваться кокошниками, я поняла, что вот это  — мое», — признается мастерица.

Первый кокошник Галина делала два месяца, предварительно прошла обучение по интернету, закупила материалы. Постепенно ее работы приобрели авторский почерк, женщина стала выкладывать фото готовых изделий в Сети.

«Чтобы русский промысел не забывался». Жительница Златоуста создает кокошники

«Тогда меня стали спрашивать, не продаю ли я кокошники. Но как их продавать? Тем более делать на заказ, для меня это уже не творчество. Я не могу предположить, сколько времени уходит на изготовление. Бывает, полторы недели по пять — восемь часов вышивки, а бывает, и месяц. Пенсия моя практически вся уходит на закупку перламутра, жемчуга», — признается мастер.

Головные уборы Галины выполнены в русском народном стиле, однако они не претендуют на историческую достоверность. Ее изделия — это художественный вымысел и авторская интерпретация.

«На Руси кокошники пользовались большой популярностью. Были те, что носили только замужние женщины, были и для девиц на выданье. Они были разные и отличались не только по статусу, но и по регионам, временам. Для своей последней выставки я собрала коллекцию и хотела ее назвать „Кокошники от А до Б“. Но углубление в тему привело меня к выводу: я еще А не собрала», — говорит Галина.


«Чтобы русский промысел не забывался». Жительница Златоуста создает кокошники

Сама она уже несколько лет носит только длинные юбки и старается не только в свою жизнь привнести традиции и ценности русского народа, но и поделиться своими знаниями с окружающими. Мастерская Галины — ее обычная городская квартира, в которой она живет с мужем. Супруг ее творческие порывы поддерживает, развозит по выставкам и мастер-классам, которые она организует.

«Жемчужным шитьем и кокошниками занимались и продолжают заниматься многие мастера. Кто-то уходит в исследовательскую сторону, кому-то интересна связь с современной жизнью — фотосессии, клипы, продвижение для продаж. У меня же своя ниша. Я хочу, чтобы русский промысел не забывался. Можно сунуть ребенку гаджет, и он будет увлечен, а можно с ним из простого носового платка сделать куколку или зайчика, завязав платок узлами. Свои кокошники я представляю на выставках, дарю, учу делать такие же. Вношу хоть маленькую, да толику, чтобы не забывалось наше наследие», — резюмирует Галина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь