ТранспортЖелезнодорожные вагоны Пуллмана
Добромир12.12.202012.12.20200
Интерьер железнодорожных вагонов 1800х годов
Компания Pullman Palace Car Company, основанная Джорджем Пулльманом, производила железнодорожные вагоны в середине-конце 19-го века и в первые десятилетия 20-го века, во время бума железных дорог в Соединенных Штатах. Его рабочие первоначально жили в запланированном рабочем сообществе (или “городе компании”) под названием Pullman.
Работая в Чикаго Пулльману часто приходилось ездить в Альбион, чтобы проведать свою семью. Не то что выспаться, но даже более-менее нормально отдохнуть в постоянно трясущихся и дребезжащих поездах было просто невозможно. И Пулльман загорелся созданием совершенно нового спального вагона. В то время спальные вагоны были, но до такой степени неудобные, что люди не отдыхали в них, а всю дорогу мучались.
Пулльман, не задумываясь, бросает свой строительный бизнес и вступает в партнёрство со своим старым знакомым Бенджамином Филдом. В 1859 году они заключают контракт с компанией Chicago & Alton Railroad. Эта компания занималась производством спальных вагонов. Контракт же предусматривал усовершенствование её моделей и распространение их на всей территории штатов.
Джордж Пулльман и Бенджамин Филд создали два совершенно новых усовершенствованных спальных вагона. Спальные места были по истину спальными местами. Удобные диваны для сидения легко, когда надо было, превращались в не менее комфортабельные кровати. Дело их застопорилось, когда в США началась Гражданская война. Пулльман не желал воевать с южанами и отправился в штат Колорадо искать новое дело. Там в течение нескольких лет, работая брокером, он ещё больше увеличил свой капитал.
В 1863 году Джордж возвращается в Чикаго и полностью занимается вагоном нового типа. Пулльман потратил целый год на создание нового вагона и поистине создал шедевр, который стоил приблизительно 20 тысяч долларов. Своего первенца он назвал «Пионер». В этом спальном вагоне диван-кровати размещались в комфортабельных просторных купе. И что самое интересное к этим кроватям прилагались пуховые перины и матрасы.
Об этом спальном вагоне может быть и не так много узнало людей, если бы не убийство президента Авраама Линкольна весной 1865 года. Траурный поезд с телом направлялся из Вашингтона на его родину Спрингфилд. Путешествие длилось очень долго, чтобы американцы могли проститься со своим президентом. От этого прискорбного путешествия вдова Линкольна была в полном упадке сил и духа. По прибытии траурного поезда в Чикаго, к нему присоединили спальный вагон «Пионер», чтобы она смогла продолжить свой скорбный путь в комфортных условиях.
Вот тогда-то страна и узнала о пулльмоновском изобретении, и к нему стали поступать заказы от различных железнодорожных компаний. Они желали только одного – получить чудо-вагон.
1867 год для Пулльмана оказался весьма удачным. Джордж обрёл своё счастье, женившись на красавице Харриет Амелии Сэнджер, которая родила ему четверых детей. Двух девочек Флоренс и Харриет и сыновей двойняшек Джорджа и Уолтера.
В этом же году Пулльман с другим крупным американским бизнесменом Эндрю Карнеги создал в Чикаго крупную компанию The Pullman Palace Car Company. И что самое главное он создаёт своё новое детище под названием «Президент».
Это уже были по истину роскошные спальные вагоны с коврами, с причудливыми драпировками, библиотекой и высочайшим уровнем сервиса. Не даром его назвали отель на колёсах, т.к. помимо превосходных спальных купе пассажиры могли насладиться вкусной пищей приготовленной в специальном вагоне-кухне, которая почти ничем не отличалась от пищи подаваемой в дорогих ресторанах. Пищу можно было вкусить в вагоне-ресторане, который также создал Джордж Пулльман.
Чтобы решить проблему с кадрами в 1880 году Пулльман построил свой город в штате Иллинойс, который в последствии называли Пулльман-тауном. В этом городе всё принадлежало компании: дома, школы, больницы, театры, церкви, рынки. Работники обязаны были жить в нём, и не имели права жить в другом более дешёвом месте. Алкоголь был под большим запретом, он продавался только для гостей, живущих в отеле по очень высокой цене, чтобы жители не могли его купить.
Плата за жильё и коммунальные услуги вычиталась из зарплаты работников. Весь город контролировал Джордж Мортимер Пулльман, поэтому Пулльман-таун можно считать прообразом социального пакета. На первый взгляд работникам предоставлялись хорошие условия для жизни, работы и отдыха, но средства массовой информации были подконтрольны, запрещалось обсуждение местных проблем, нельзя было делать забастовки и создавать рабочие союзы. Но самое главное было то, что как только работник терял работу, его тут же вышвыривали на улицу.
Поэтому когда в 1894 году в США начался экономический кризис, а спрос на пулльмановские вагоны упал и снизилось производство, это в свою очередь повлекло сокращение работников. Тем, кто остался работать, снизили зарплату на 30 процентов, но плату за жильё не снизили. Рабочие завода стали бастовать, — вышли на улицы. Но Пулльман проявил свою непреклонность и не понизил арендную плату. Рассерженные рабочие принялись ломать и грабить пулльмановские вагоны их поддержали железнодорожники. Всё это вылилось в огромную стачку, которая парализовала железные дороги. Пришлось применить силу и с помощью армии навести порядок, но это привело к кровопролитию. С тех пор в знак поддержки жертв 1 мая 1894 года в Америке стал отмечаться День труда.
Президентская комиссия осудила Пулльмана за его экономическую политику по отношению к жителям города и в 1898 году принудила отдать город в собственность штата. Но Джордж Мортимер Пулльман до этого дня не дожил. 19 октября 1897 года от тяжёлых переживаний обрушившихся на его голову, Пулльман скончался от сердечного приступа.
Источник