Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

0
397

В Челябинске прошел крупнейший на Урале трехдневный книжный форум

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Показать еще 5 фото

Журналисты Первого областного информационного агентства два дня провели на Южноуральской книжной ярмарке и #рыжемфесте, посетили больше десятка встреч, мастер-классов и дискуссий, поговорили с участниками событий и делятся своими впечатлениями.

Работайте голосом

— Итак, найдите самую нижнюю точку, на которой можете говорить. Для этого скажите «Мыыыы» и на выдохе уходите вниз. До баса. Нашли точку? Вот на ней говорите: «Однажды в далеком царстве-государстве...» 

На сцене зала «Таганай» работает тренер голоса Алексей Урбанович. Он рассказывает, как усыпить ребенка сказкой. Мастер-класс проводят для литературного форума #Рыжийфест. Слушателей на лекции немного — от силы десять человек, возможно, потому что его поставили на пол-одиннадцатого утра в субботу. Те немногие, кто дошел, усвоили главные приемы: говорить низким тоном, чуть растягивая слова, соединяя между собой. Высокий голос, наоборот, возбуждает ребенка. 

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

— Только не используйте все приемы сразу, вводите их постепенно, чтобы сначала усыпить бдительность. Если ребенок поймет, что вы хотите, чтобы он уснул, он не заснет из упрямства, — объясняет тренер голоса и имиджмейкер Алексей Урбанович.

Дегустация книг

В углу на столиках выложили книги от Челябинской универсальной научной библиотеки. И это не старые советские тома, а современные издания: история K-POP, руководство по созданию мультфильмов от Pixar и альбом самых ярких муралов.
— Вы книги продаете?
— Нет, только показываем.
— Красивое... — шутим мы.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Книги действительно выставлены не для продажи, а для демонстрации новинок фонда. Все тома можно полистать, почитать — продегустировать. К каждой книге зачем-то прикреплен QR-код, распечатанный на бумажке. 

«Эти QR-коды ведут на электронные версии книг на «ЛитРес». У нас соглашение с «ЛитРесом» — те, кто регистрируется в нашей библиотеке, может получить там аккаунт и читать книги онлайн бесплатно»,— объясняют сотрудники публички.

Здесь же, среди библиотекарей, крутился робот Макс — новое приобретение модельной библиотеки имени Горького, который знакомится с народом и веселит всех, определяя по физиономии возраст, семейное положение, оценки в школе и предсказывая будущее.

Подростковые писатели — банда растлителей

В это время в зале FreeDa идет обсуждение «Острые вопросы подростковой литературы». Среди спикеров — авторы книг для подростков Яна Летт, Мария Ботева, Алёна Алексина, а также издатель Елена Яковлева, переводчик Павел Шишин и художник Мария Скаф.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Спикеры называют себя «бандой растлителей подростков». В шутку, конечно. Юмор связан с ограничениями последних лет для литературы Young Adult в России. В числе таких ограничений — запрет на использование слова «секс», обход темы полового влечения, темы нетрадиционных отношений, наркотиков, сигарет и конечно подросткового суицида. Уже неоднократно рейтинг книг после их экспертизы повышали с 12+ или 16+ до 18+. Из-за ограничений детям нельзя купить не соответствующую книгу в магазинах, словно речь не о литературе, а об алкоголе.

«Доходит до смешного. Уже шутливая фраза героя „Пойду, удавлюсь“ вызывает вопросы. Мне доводилось переводить зарубежную книгу, где у главного героя два папы. Предлагали сделать одного из пап женщиной, но я отмела эту версию. Поэтому приходится выкручиваться, аккуратно обходить эту тему в переводе и не акцентировать на ней внимания. Но двух пап уже никуда не деть, автор зарубежный», — рассказывает издатель Елена Яковлева.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Елена Яковлева — российский писатель и издатель

Писатели считают современные возрастные ограничения излишними. По их мнению, у детей возникают проблемы не из-за книг, а из-за отношений с родителями и нехватки поддержки с их стороны. Хотя родители считают иначе и часто пишут жалобы в издательства.

«Книги для ребенка — это безопасная площадка для опыта. Мозгу, по сути, без разницы, что переживать: прыжок с парашюта в реальности или прыжок, хорошо описанный в книге. Так же с наркотиками, курением и сексом. Я не верю, что человек прочитает книгу с курящим героем и тоже начнет курить. Не так это работает. Он закурит и без книги, если захочет», — размышляет Алена Алексина.

Слово дали маленькой сухонькой женщине в очках.

«Здравствуйте. Я глава челябинской банды растлителей — директор Централизованной системы детских библиотек Челябинска Елена Разборова. На нас эта проблема с возрастными рейтингами тоже отразилась. Например, купленная в библиотеки книга Мари-Од-Мюрай «О, бой» после исследования Роспотребнадзора стоит у меня в кабинете. Хотя это хорошая подростковая проза, выдавать её детям сейчас нельзя. У неё рейтинг 18+. В целом все не так уж плохо — признать книгу недетской можно только в результате экспертизы. Но беда в том, что эту экспертизу проводят пенсионеры из судебной системы, которые занимаются судебной криминалистикой. Нужно попробовать поднять вопрос, кто реально должен проводить эту экспертизу», — считает Елена Разборова.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

На фото художник Мария Скаф. Девушка пришла на обсуждение с мягкой игрушкой

Книга или фильм?

Провокационное название лекции сначала интригует: «Книга (не) лучше? Нелегкий разговор об экранизациях». Но, похоже, заинтриговало оно немногих. Сначала мы сидели вдвоем, в процессе зрителей стало чуть больше, но не больше 15 человек. Вел лекцию драматург Алексей Еньшин, автор пьесы «Родительский день», по которой в сентябре на «Кинотавре» состоялась премьера фильма «День мёртвых».

Речь зашла, в первую очередь, о том, что в кино не сработает так, как в книге. Например, запах сырой штукатурки, напоминающий о болезненном разводе с женой, в двухчасовом кино органично передать сложнее, чем в книге с парой сотен страниц. И вещи вроде дельные, и наглядно разобрали, почему отличается фильм от книги, даже с примерами. Но... это все было очевидно.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Экранизации существуют почти столько же, сколько существует кинематограф. И понятно, что кино и литература по-разному подают информацию. Возможно, расчет был на горячее обсуждение темы, но прозвучала лишь пара вопросов, которые не вызывали дискуссию.

Здесь же выявился небольшой недостаток открытой площадки. Лекция шла в главном зале, неподалеку дети активно и громко возились с роботами из конструктора, что иногда сбивало не только зрителей, но и ведущего.

Литературные эксгибиционисты

В зале «Аркаим» — собственно, книжная ярмарка. В Челябинск съехались представители издательств со всей страны. Продавцы выложили на стенды комиксы, детские книжки, подростковую фантастику и локальные издания, в том числе краеведческие. К столикам с книгами подходят девушки в очках и с крашеными волосами, мамы с детьми и пожилые люди в потрепанных пальто и плащах.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Особенный интерес у посетителей вызывает стенд магазина «Утопия» — это новая челябинская книжная лавка. За прилавком сидит владелец магазина Илья Пронченко. На нем сегодня олимпийка Abibas и золотая цепь.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

«Знаете, среди посетителей книжных ярмарках бывают «литературные эксгибиционисты». Они сегодня часто к нашей стойке подходят», — рассуждает Илья.

«Литературными эксгибиционистами» продавец называет писателей, которые приносит на ярмарку свои книги, изданные на личные средства. Им не дали места у стенда, и они презентуют свои книги всем подряд.

«Один, например, принес свою книгу по «глубинному краеведению». Подошел, внимательно послушал про наш магазин и заявил:"Друзья, нужно ведь и про историю родного края книги продавать" и начал о своей книге рассказывать. И показывать — она у него в пакете лежала. Кажется, интерпретация истории клада, спрятанного на озере Инышко. Мы объясняем, что нашей аудитории это неинтересно. И тут он достает козырь из рукава: «Тут есть глава про ведро пива!», но и это нас не впечатляет», — разводит руками Илья.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Ted-talk «Как я попал в кино»

Лекции в формате TED — выступления, где эксперт в какой-то области говорит о некой проблеме, исходя из личного и исследовательского опыта: живо, просто и смешно.

Попытка же ввести формат ted на фесте была не очень удачной. Заявлено шесть спикеров: автор исторических детективов Иван Любенко, автор книги «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексей Сальников, драматург Алексей Еньшин, создатель романа «Вонгозеро», по которому позже снят сериал «Эпидемия», Яна Вагнер, автор средневековых романов Алёна Алексина и детская писательница Мария Ботева. Все они поочередно, за семь минут, рассказали о том, как они все-таки попали в кино, как им повезло (или не очень повезло) поработать с экранизацией своих произведений.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Мы прослушали набор забавных историй о писателях, поэтому сказать, что это в прямом смысле Ted Talk нельзя: там сценическая речь и личная история — искусный способ подачи новой темы. А здесь писатели просто рассказали, как им однажды позвонили и предложили снять фильм. Потом годами ждали новостей и получали гонорар (неплохой) за права на книгу.

Звезды ярмарки

Программа #Рыжегофеста — очень плотная. Одновременно в трех залах Центра международной торговли идут встречи с писателями, переводчиками и издателями. Правда, каждое мероприятие собирает не больше 10-20 человек, и диалог писатель-читатели как-то не налаживается. В основном, вопросы писателям озвучивают модераторы, хотя на каждом обсуждении за лучший дарят книги, пиццу или что-то еще.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Больше всего зрителей собрал Денис Драгунский: и дети на встречу с ним пришли начитанные, и взрослые дамочки улыбались застенчиво, пока писатель читал свои рассказы. Именно авторским чтением вслух занято основное время творческой встречи со взрослыми, времени на вопросы почти не осталось.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Были активные и вдумчивые читатели у Алексея Сальникова, у Яны Вагнер (с этими писателями, как и с Денисом Драгунским мы готовим интервью), но, пожалуй, и все.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Писательницы Яна Летт (книга «Отсутствие Анны» известна больше остальных), Евгения Некрасова, Яна Жемойтелите, Анна Быкова собрали по десятку преданных читателей.

Писатели-продавцы

На ярмарке ситуация другая. Люди прибывают и уходят волнами — раз, и в зале между рядами бегает сотня человек. А в следующую минуту помещение пустеет. В такие моменты продавцы достают бутерброды, прячутся в смартфоны или за книжки.

У стойки Челябинского отделения Союза писателей посетители почти не задерживаются. За столом сидит два продавца с длинными седыми бородами. В одном из сидящих я узнаю председателя союза писателей области Олега Павлова.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

— Как идут продажи? — аккуратно спрашиваю я.
— Отлично! — мрачно отвечает мне Олег Павлов. К стенду до меня никто не подходил уже минут 15.
— Давайте я вам лучше погадаю! — внезапно предлагает его сосед.
Мужчина берет в руки книгу с прилавка и просит назвать меня номер страницы и строчку. Я называю.
— Отряд вас не подведет, — торжественно читает он.
На книге значится имя «Лев Львов».
— Это ваша книга?
— Да, моя. Вот читайте ещё мои стихи из сборника «Счастливый билетик». Или хотите газету Челябинского отделения союза писателей взять? Бесплатно.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Борис Рыжий и его переводчики

Круглым столом-телемостом «Приобретут всеевропейский лоск: Борис Рыжий и его стихи в восприятии зарубежных переводчиков и кинематографистов» руководил поэт Олег Дозморов из Лондона. Заходить в конференц-зал сначала было страшно: сидят серьезные люди в костюмах и чего-то ждут. Появилось ощущение, будто ты попал вообще не туда, и надо было для приличия надеть туфли, а вместо растянутой кофты — рубашку. Ощущение, что ты немного «не там» не пропало и в процессе: переводчики и литераторы обсуждали тонкие проблемы переложения русской поэзии на другие языки, обычному читателю воспринимать такое литературоведение сложновато.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Послевкусие

Несмотря на яркую программу, посетителей явно мало. Это отмечают как издательства, которым не хватало покупателей, так и модераторы встреч с писателями. Впрочем, это проблема не должна стать поводом отказаться от проведения традиционной Южноуральской книжной ярмарки.

«Да, издательствам, конечно, хотелось больше покупателей. Постараемся в этом направлении активнее поработать через год. Но все отметили хорошую организацию, интересную программу, целевую аудиторию. Практически каждый посетитель что-то купил. И каждый так или иначе сказал: увидимся в следующем году», — так прокомментировал один из организаторов #Рыжегофеста и Южноуральской книжной ярмарки Рифат Абдрашитов.

Книжная ярмарка и #Рыжийфест в Челябинске: как писатели искали читателей

Мы сами бродили по ярмарке и купили на троих семь книг. Особо внимательно изучили предложения молодого челябинского книжного магазина «Утопия». Обнаружили стенд с комиксами, обзавелись красивыми графическими романами.

От событий осталось ощущение недосказанности: как будто начали говорить и не развернули, не закончили, не дотянули. С другой стороны, тема фестиваля «Открытые коммуникации», может, поэтому и обсуждения сделали с открытым финалом?

Челябинску стоит еще побороться за титул книжной столицы Урала, но амбициозная заявка уже сделана.

Текст: Ирина Агафонова, Евгений Рыженьков

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь