Москва, 02.01.2022, 19:30:35, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.
Сегодня тяжело представить Новый год без елок и пышных украшений. Еще сложнее вообразить, что этот зимний праздник вообще был не главным. Намного более «популярным» было Рождество.
А вот после революции ни одно, ни другое торжество правительство праздновать не рекомендовало. Елки и вовсе были под запретом, однако советский народ отчаянно отстаивал царские традиции.
Содержание статьи
Рождественская или новогодняя елка?
Новый год — праздник гражданский, потому особых оснований к его запрету у большевиков не было, а вот Рождество казалось более опасным, туманящим умы народа. Тем более до революции именно его считали главным зимним торжеством, добрым и семейным.
Но религиозный праздник при этом не смущал самого Владимира Ильича, о чем свидетельствуют сюжеты ленинианы, например, Ленин на рождественской елке в кругу малых детишек. Согласно записям его супруги Надежды Крупской, вождь присутствовал не на новогоднем, а именно на рождественском торжестве.
Антирелигиозная пропаганда в начале 20-х годов имела специфический вид. Комсомольцы устраивали постановки художественной самодеятельности, в которых показывали чучела представителей церкви и буржуазии. Представления возмущали простой народ, и со временем их становилось меньше. Комсомольцам было разрешено устраивать особые «святки», антирелигиозные. На лекциях им преподавали постулаты атеизма и необходимость полного отказа от рождественских традиций.
Как запрещали ёлку
Когда в СССР началась коллективизация, а вместе с тем и закрытие церквей, выходные праздничные дни было решено отменить. Люди ходили на работу как в Новый год, так и в Рождество, особенно если они выпадали на непрерывную рабочую пятидневку. На самом деле причин для отказа от Нового года не было, но власть решила, что она прочно вяжется в сознании с Рождеством, потому что эти праздники расположены в календаре недалеко друг от друга.
Особенно рьяно очернять зимние праздники начали в 1929 году. Руководство страны не могло официально запретить их, потому что это все равно бы не сработало. Огромная страна живет по своим принципам, как отдельный представитель биологического вида. А вот методично закладывать в головы идею о буржуазности Нового года и дурманящего Рождества было задачей хоть и дальней дистанции, но исполнимой.
На местном уровне попала под запрет продажа елей перед Новым годом. Тех, кто ослушается его, ждал неподъемный штраф в 100 рублей.
Рождество преподносилось как религиозный пережиток, который отмечать попросту стыдно, если человек уважал себя. Контролировать проще всего было трудовой люд, который с утра до ночи гнул спины на заводах и фабриках. Если же кто-то осмеливался прогулять в дни новогодних праздников, то его сурово наказывали рублем и позорили на собраниях.
Историк Иван Шитц считает, что невежество привело к тому, что в елке и прочих хвойных деревьях стали усматривать религиозный институт. А с религией как раз велась ожесточенная борьба.
Ослушивались запрета в основном либо те, кто считал рождественскую елку семейной традицией еще с дореволюционных времен, либо те, у кого в доме были дети. Пряча наряженное деревце за плотными шторами, можно было устроить праздник хотя бы для них. Но взрослые уже полностью перестали ощущать дух торжества.
Когда вернули Новый год и елку
Когда советский политический деятель Павел Постышев лично просил Сталина вернуть Новый год и разрешить людям ставить елку, тот противиться не стал. В конце концов новогоднее дерево никак не могло помешать коммунистической идеологии, а вот расположить народ — могло. Решится еще одна проблема — соблазн отмечать «опасный» религиозный праздник, Рождество.
Начиная с 1935 года в СССР начали производить елочные украшения. Продавалась вся эта разноцветная мишура в специальных магазинах.
Новый год предстал перед советским человеком обновленным — с явной детской составляющей. Праздник стали устраивать для детсадовцев и школьников.
По сути Новый год заменил любимый праздник Рождество, но полностью лишился религиозного подтекста. К идеологии он тоже никак привязан не был, в отличие от всех остальных торжеств.
Нерабочим 1 января сделали только в 1947 году. Это значительно повысило популярность Нового года, сделав его любимым праздником советского народа.
Комментарии
Ваше мнение
-
Отменить ответ
Автор несет ответственность за содержание комментария