Москва, 19.04.2023, 16:46:21, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
Во время Страстной недели, Пасхи, а затем всей Светлой седмицы усопшие гласно не поминаются. Продолжается поминовение на Литургии: за проскомидией, на сугубой ектении («о всех прежде почивших»), а также в тайных молитвах после задостойника, – так даже на Пасху молятся об усопших.
Но сама Пасха Господня ― это праздник победы над смертью, дарование Христом жизни вечной всему роду человеческому. И в такие светлые дни поминовению усопших придается особый оттенок.
Содержание статьи
Обрядовое поминовение начинается после Фоминой недели
Понедельник Радоницы (следующая седмица после Светлой) ― это первый день, когда, собственно, совершается рядовое заупокойное поминовение.
С самой древности описана традиция, когда после Пасхальных торжеств ходили на кладбища. Но для чего? Прежде всего, для молитвы.
В наши же дни поход на кладбище ― скорее, некий повод для «маевки», «пикника на обочине», а также и для встречи с дальними родственниками, которых видишь раз в году. Ну и повод покрасоваться перед односельчанами, чтобы быть «как все», или даже «лучше всех».
Если уж речь идет о трапезе, как о древнейшем церковном установлении, то смысл ее состоит в милостыне. Как сказано в Евангелии: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк.14:12-14).
Таких людей звали, чтобы они помолились об усопших. К примеру, мать блаженного Августина, по местному обычаю, с радостью варила кашу и кормила ею нищих, творя милостыню во благо душам усопших.
Смысл похода на кладбище, ― это, прежде всего, молитва
Ещё более важно – прийти в этот день в церковь на службу и помолиться об усопших. Даже в небольших приходских храмах богослужения все равно совершаются – пусть даже и не Литургии, а только панихиды. А придя в Радоницу на кладбище (вторник второй седмицы после Пасхи), на могилы близких, не следует делать того, что оскорбляет их память, да и Самого Бога.
Например, сейчас традиционным «атрибутом» поминовения стало распивание на могилах алкогольных напитков. Это нонсенс, такого быть не должно. Наставление рюмок, выливание водки в могилу, по большому счету, ― явное отвержение Евангельских норм. Ведь сказано, что Царство Божие ― это не пища и питие (Рим.14:17). Получается, нами руководит типичное языческое представление о том, что покойник должен есть и пить.
С другой стороны, безотказно «срабатывает» явно нехристианское понятие о том, что если мы тут пьем, едим и веселимся, значит, и покойнику «там» хорошо. Как ни посмотреть, язычество, да и только.
А ведь главное на Радоницу ― это помянуть, то есть, помолиться о почивших, а не насытиться и упиться. Пьянствуя же, мы свидетельствуем о том, как не любим наших усопших.
Поминая усопших по-евангельски
Наверняка каждый знает, где неподалеку живет старуха, для которой буханка белого хлеба ― уже лакомство, потому что она не в состоянии его себе купить. Где-то живут вдовы, сироты, инвалиды… Пойти в этот день к ним, принести им что-то покушать, убрать у них дома ― эти дела милосердия принесут и нам самим, и душам наших усопших родных гораздо больше пользы, нежели собственно турпоход на кладбище.
Ведь помолиться об усопших можно в любом месте, в любое удобное время – а уж особенно в храме Божием. Но сделать доброе дело и попросить, чтобы помолились об упокоении раба Божьего имярек ― вот самое лучшее проведение Радоницы.
Итак, смысл трапезы ― это милостыня, наш поход на кладбище ― для молитвы. А у нас получается, что такие «походы» превратились в бессмысленную традицию, когда не все понимают ее смысла и предназначения.Для чего это все? Ну другие идут, и мы идем. Не дай Бог быть хуже кого-то!
Поход на кладбище именно в пасхальные дни не имеет смысла. Церковь для всего устанавливает свое время: время поминать усопших, и время радоваться победе над смертью.
Пасхальная седмица ― это победа над смертью, и даже в церковном уставе сказано, что если на пасхальную седмицу выпадает третий, девятый или сороковой день преставления усопшего, поминание переносится.
Молитва, милостыня, воздержание от языческих обычаев ― вот это основное.
Существует традиция – приглашать на могилы священника
В селах, как правило, никто никуда не спешит, священник совершает общую панихиду, и может подойти к каждой могилочке, спеть «Со святыми упокой» или отслужить литию. В городах с этим сложнее. Огромные кладбища, и родственников зачастую приходится по тысяче на священника. Как быть?
В этом вопросе скрывается еще один немаловажный нюанс поминовения усопших. Если уж мы пришли на кладбище, главное – чтобы сердце было обращено к Богу, и в нем звучала молитва. Но не должно быть тщеславного желания, чтобы вот именно «к моей могилочке» подошел батюшка, именно у моего родственника отслужили.
Бог не считает метры близости священника до могилы усопшего, и уж тем более Бог не сочувствует нашему тщеславию. Если хочется, чтобы имя почившего сродника или близкого человека было вознесено в молитвах, для этого есть Литургия, особые дни поминовения, есть и личное чтение Псалтыри ― все это большое утешение для душ усопших.
Вспомните историю Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!». Почему бы и нам, придя с молитвой на кладбище, не сказать нашим усопшим «Христос Воскресе!», прочитать у могилки Пасхальный канон, стихиры Пасхи. Это действительно духовная радость, которой мы делимся с усопшими.
К вопросу о «гробках», «красных горках», «черных неделях»
Эти дни не относятся к категории общецерковных уставных поминальных дней, но обычай имеет настолько широкое распространение, что стал практически повсеместным. Его сила велика чрезмерно, и его значение в «народном сознании» порой превосходит все обычные родительские субботы.
Сегодня Радоница становится все менее и менее церковной. Напротив: всё более наполняется языческими и просто противоцерковными обычаями и понятиями. Для большинства Радоница – малопонятный ритуал: никто толком не знает, что оно означает, но на кладбище идут практически все.
В народе его именуют «гробками», «красной горкой», а саму Радоницу «черной неделей». Региональных особенностей превеликое множество, равно как и названий поминальных дней ― «еже по обычаю».
Неосознанные обычаи
В социологии 20-25 лет ― это поколение. Советское время «выбило» из церковной традиции целых три поколения. Определенные знания можно было бы передать от бабушки к внучке, но через три поколения ― это маловероятно. Православные традиции исчезли, а что-то наносное осталось. И когда совершаются поминания, большинство современников вряд ли может четко ответить, для чего то или иное делается.
Вот, например, вспомните обычай в селе, когда несут гроб и останавливаются на перекрестках. Для чего? Дело в том, что раньше во время несения гроба с усопшим от дома к храму для отпевания на каждом перекрестке совершалась лития, читалось Евангелие за упокой (во многих местностях Украины этот добрый обычай сохранился). Это очень хорошо, очень поучительно, всё село вольно-невольно молится…
А в сознании большинства людей остался лишь фрагмент обычая: несут покойника, на перекрестке остановились, а для чего – неведомо. И такого очень много.
Дальше. Даже и в не очень верующих семьях в советские времена ставился портрет покойного, возле которого зажигалась свеча. Хотя по логике вещей ― свеча зажигалась перед иконой. И таких примеров масса…
Даже милостыня превратилась в какой-то странный ритуал раздаяния конфет: детки на Радоницу ходят по кладбищу с кулечками, а им горами складируют конфеты, печенье, фрукты. При этом щедрые «податели» ни на секунду не задумываются: зачем это? Идея хорошая, это ж милостыня. Но по большому счету это превратилось в развлечение.
Что уж говорить о бутылках, собираемых местными «тружениками тыла» после выпивания оставленных на могилках «ритуальных ста граммов»… Выходит, мы собственноручно помогаем падающим упасть?
Что подумают люди?
Мы сами многое провоцируем, бездумно соглашаясь с окружающими и повторяя чужие ошибки. Все говорят: надо идти на кладбище, – пойдем и мы. Все говорят, надо поставить рюмку, – поставим и мы. Все говорят, надо раздать конфеты, – раздадим и мы.
Не нужно бояться стать «белой вороной» – не лить по примеру соседей водку на могилу, не осквернять память почивших попойками обжорством, спокойно творить милостыню на фоне общего нетрезвого веселья.