Москва, 09.11.2022, 01:58:27, редакция FTimes.ru, автор Елена Вайло.
С 1 января 2023 в России ожидается подорожание пассажирских железнодорожных перевозок. Какие тарифы теперь будут?
Сколько теперь будут платить россияне и почему?
С 1 января 2023 года пассажирские тарифы на железнодорожные перевозки повысятся на 8,1%, грузовые — на 8%, сообщила ФАС.
Необходимость индексации в ведомстве обосновали изменением платы за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта. При этом утвержденное повышение является предельным, но необязательным, то есть перевозчик может увеличить конечную стоимость билетов на меньший коэффициент или сформировать гибкое тарифное меню, учитывающее дату и направление поездки.
Одновременно в ФАС утвердили индексацию стоимости пассажирских перевозок на 2024 и 2025 гг. В этот период цены будут подрастать на 4% ежегодно.
Официальный комментарий
ФАС регулирует тарифы на перевозки пассажиров только в плацкарте и общих вагонах. Стоимость перевозок в вагонах купе и СВ регулируется перевозчиком (например, ФПК) в рамках динамического ценообразования. По регулируемым государством тарифам в плацкартных вагонах перевозится примерно 65% пассажиров.
По данным Министерства экономического развития РФ, необходимость предложенного уровня индексации тарифов на пассажирские ж/д перевозки с января 2023 года обусловлена базовой индексацией тарифов на услуги ж/д инфраструктуры (8% в 2023 году), а также ростом прочих расходов. При этом в 2022 году была индексация тарифов на перевозки пассажиров общим объемом 10,8% (с января 2022 года — на 4,3%, с 1 октября 2022 года — на 6,5%).
Несмотря на запланированную индексацию тарифов с 1 января 2023 года, прогнозируется сохранение спроса на перевозки в пиковые периоды, на фоне перетока пассажиров, отправляющихся в города юга России, где до сих пор Росавиацией установлен режим ограничения полетов, с воздушного транспорта на железнодорожный. Повышенный спрос среди пассажиров на перевозки в дальнем следовании приводит в пиковые периоды перевозок к дефициту существующего парка пассажирских вагонов для обеспечения перевозок, что влечет за собой необходимость форсированного обновления подвижного состава перевозчиками, что вызывает дополнительные инвестиционные расходы.
С учетом прогнозируемого Министерством экономического развития РФ падения по итогам 2022 года реальных располагаемых доходов населения РФ (на 2,2% к 2021 году) и реальной заработной платы жителей РФ (на 2,0% к 2021 году) по итогам новой индексации тарифов стоит ожидать падение потребительского спроса пассажиров на покупку билетов в плацкартных вагонах поездов дальнего следования, тарифы на проезд в которых регулируются государством.
Менее платежеспособная часть населения РФ будет вынуждена искать и выбирать более дешевые альтернативные варианты проезда по нужному маршруту (возможен переток на автобусы, личный автотранспорт). Более платежеспособная часть населения РФ на безальтернативных маршрутах будет активнее приобретать билеты в купейных вагонах в случае сохранения перевозчиком динамического ценообразования на проезд в них, поясняет ведущий эксперт-аналитик отдела исследований пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Михаил Ширыборов.