Организация хранения товарно-материальных ценностей

0
652

Организация хранения товарно-материальных ценностей

РынокОрганизация хранения товарно-материальных ценностей
Алексей Николашин10.10.20200

Какие системы хранения товара сравниваются считаются наиболее эргономичными и экономичными, с точки зрения наиболее рационального использования пространства склада? В этой статье попытаемся найти точный ответ.

Зонная система хранения — встречается редко, но сохранилась

Товары разбиты на группы по какому-либо признаку (тип, торговая марка, поставщик и т.д.). Склад делится на зоны хранения каждой группы (или нескольких, на усмотрение организаторов), на такую зону назначается отдельная бригада кладовщиков-наборщиков. Заказ в наборку поступает разделённым по зонам и комплектовка выделяется в отдельный этап.

Кстати, складское оборудование, такое как — штабелеры, гидравлические тележки, подъемные столы, значительно упрощает работу персонала, поэтому к ее выбору стоит отнестись максимально ответственно. Компания Pallet Trucks — pallet-trucks.ru, предлагает лучшее складское оборудование в любых количествах и в максимально сжатые сроки. Здесь всегда можно приобрести самые популярные модели штабелеров и погрузчиков, предназначенные для работы на оптовых базах и логистических центрах.

Адресная система хранения — самая распространённая

Каждая ячейка хранения получает свой код (например: аллея Б, стеллаж 2, этаж 1, ячейка 1) и в ней находится определённый товар. Всё отражено в БД склада, каждое перемещение отображается и тут же видно руководству. При такой системе наборщик формирует заказ целиком, необходимости в дополнительной комплектовке нет.

Все различия сводятся к числу промежуточных звеньев в пути движения ТМЦ и уровню личной ответственности на этих звеньях.

Содержание статьи

Приёмка товара

При зонной системе возможен дополнительный контроль приёмщиков бригадирами наборщиков, т.к. на них будет лежать ответственность за принятый товар. При адресной необходим этап утверждения расстановки принятого товара по ячейкам и собственно его расстановка. При зонной системе хранения этот вопрос решается на уровне старших зон.

Наборка заказа

В случае адресной системы наборщик формирует заказ целиком, упаковывая его (если это не вынесено в отдельный этап) на своё усмотрение. При зонной — лишь часть заказа, но в этой части товар будет одной группы, т.е. однородным по требованиям к упаковке. Но это не главное различие. Проблема адресной системы — неизбежные расхождения между фактическим и реальным размещением товара. Возникают они по разным причинам, из которых основная, конечно, человеческий фактор (самая распространённая ситуация: по БД перемещение провели, по факту отложили «на потом», а «потом» забыли). Приводит это к появлению «призрачного» товара, который формально есть, но где он находится физически — никто не знает. При зонной системе таких трудностей практически нет, т.к. ТМЦ после приёмки вывозятся сразу на зону их хранения и расстановка проходит под непосредственным контролем наборщиков этой зоны.

Организация хранения товарно-материальных ценностей

Сохранность ТМЦ, брак

При адресной системе все кладовщики отвечают за весь склад сразу, то есть никто ни за что конкретно, особенно если рабочий процесс организован в несколько смен. Ущерб от порчи товара, как правило, взыскивается со всех работников равномерно, что мотивацию к бережному обращению с ТМЦ не повышает. При зонной же системе ответственность лежит на небольшой группе людей и ограничена конкретным участком. Виновным в появлении брака по умолчанию назначается старший зоны. Далее его задача — выяснить, что произошло и найти конкретного виновника, будь то невнимательные приёмщики, неаккуратные грузчики или свои коллеги-наборщики. В любом случае сумма ущерба будет взыскана с конкретных одного-двух человек, знающих свою вину.

Комплектовка и отгрузка заказов

Здесь основным различием является необходимость промежуточной комплектовки заказов в зонной системе хранения и отсутствие её в адресной. Промежуточная комплектовка (сборка товара одного заказа с разных зон) означает, с одной стороны, увеличение числа работников, с другой — ещё один этап контроля качества, а также большие возможности для выборочных проверок, если это необходимо.

Подводя итог, можно сказать, что каких-либо особых преимуществ ни одна система не имеет, адресное хранение больше подходит в ситуации небольшого числа крупных заявок, зонное — при многочисленных небольших.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь