Экономика и ФинансыПродаем Газ за рубли. В чем же «фишка»? Добромир12.04.20220
В последние недели много шума наделала новость о том, что теперь все «недружественные» России страны должны будут покупать российский газ за рубли. Владимир Владимирович Путин даже подписал соответствующий Указ.
Так что же все-таки изменилось для российской и западной экономики при переходе на новую схему расчетов? Действительно ли теперь нам удастся, как заявляют многие, наконец-то «нагнуть европейцев»?
Содержание статьи
Что же произошло?
Начну с истории вопроса. Где-то в середине марта на совещании с членами правительства президент заявил о намерении заставить «недружественные» России европейские страны платить за поставляемый им газ в рублях.
Напомню, что в списке «недружественных» нам стран оказались четыре из пяти крупнейших покупателей нашего российского газа, а именно Германия, Франция, Италия и Австрия. Они закупают у нас почти 80% всего трубопроводного газа. До настоящего времени все эти страны, согласно заключенным между ними и «Газпромом» долгосрочным контрактам, совершали расчеты за газ в валюте.
Хочу пояснить, что международные контракты на поставку газа между «Газпромом» и этими импортерами заключены на длительные сроки. Текущие контракты заканчиваются в 2031 — 2035 годах. Условия расчетов по контрактам определены в валюте (долларах или евро), и согласно условиям не могут быть пересмотрены в одностороннем порядке, то есть по решению какой-либо стороны, даже если такое решение было оформлено в виде законодательного акта на уровне государства.
Чтобы изменить условия контракта, инициатору новшества обычно приходится обращаться в международный арбитраж и пытаться доказывать целесообразность таких изменений. Сделать это не просто. Например, доказать то, что нужно изменить валюту контракта на рубль вместо доллара или евро, на мой взгляд, вообще проблематично по одной простой причине: рубль по сравнению с евро или долларом очень волатильная валюта, что уже является фактом нецелесообразности применения его в качестве валюты расчётов.
Для расторжения контрактов, чтобы перезаключить их на новых условиях, «Газпрому» пришлось бы так же действовать через Стокгольмский арбитраж, да еще при этом заплатить довольно серьезные штрафные санкции.
Поэтому то, что анонсировалось первоначально главой нашего государства, технически и юридически сделать оказалось довольно-таки сложно, и в дальнейшем 31 марта был подписан Указ № 172 «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа».
В чем смысл Указа Путина о новом порядке расчета за газ в рублях?
Указ № 172 довольно большой и длинный, но весь его смысл, в принципе, заключен в п.6.
Обратимся к этому пункту.
Как видим, здесь очень четко и ясно сказано, что для оплаты российского газа иностранный покупатель переводит деньги, как это было и раньше, в той же иностранной валюте, которая была предусмотрена контрактом.
То есть для самих европейцев в расчетах за газ ничего вообще не меняется.
Создается лишь определенный геморрой для уполномоченного банка, коим, согласно Указа, назначен АО «Газпромбанк», который в последующем сам будет производить конвертацию долларов и евро в рубли и переводить эти деньги поставщику газа, то есть «Газпрому».
Эти дополнительные операции, проводимые внутри «Газпрома» и его банка, по сути, вообще никак не отражаются на европейцах, а сама схема расчётов, которая озвучена в Указе, фактически сохраняет старый порядок расчетов с ними.
Как это было и раньше, рассчитываясь за российский газ, они будут в той же валюте, что и раньше, и которая была зафиксирована в контракте. А что будет происходить этими деньгами после зачисления платежа, их вообще никак не будет волновать и касаться.
Как новая схема расчетов за газ повлияет на экономику России и экономику «недружественных» нам стран
Вся эта идея изначально была анонсирована как мера для поддержки рубля и как контр санкция по отношению к «недружественным» странам, которые в свою очередь накладывают на Россию множество различных санкций.
Ну, с контр санкциями, я думаю, мы уже разобрались. Так как для европейцев ничего в расчетах вообще не меняется, то, полагаю, что на экономике этих стран все эти конкретные изменения не должны отразиться.
Однако, по мнению многих экономистов, с которыми я, в общем-то, согласна, после всех громких заявлений дальнейшее сотрудничество с нашей страной для европейских покупателей уже будет представлять определенные риски. В их глазах «Газпром» стремительно теряет статус надежного партнера, каким он считался раньше. Об этом нам уже говорят и сами цифры статистики, опубликованной на днях ЦБ. В марте доходы от экспорта газа и нефти сократились почти вдвое по сравнению со средними показателями за 4 квартал 2021 года.
Не думаю, что европейцы смогут резко отказаться от российского газа. Но все происходящее подталкивает их к более быстрому сокращению закупок нашего газа будущем, нежели они планировали это сделать ранее. Сокращение поставок в Европу чревато для российской экономики снижением поступлений в государственный бюджет и всеми вытекающими из этого последствиями.
Кроме того, возникает и определённая проблема для самого «Газпрома», который по сути теперь будет вынужден продавать 100% своей валютной выручки, а не 80%, как это было раньше после установленных ЦБ ограничений. Вполне ясно, что «Газпрому» нужны доллары и евро на различные закупки оборудования, комплектующих и прочих расходов за границей.
В конце концов, если государство намеревалось довести продажу валютной выручки «Газпрома» до 100%, они могли бы легко это сделать в виде дополнительных ограничений, а не городить огороды.
Что же касается поддержания рубля, то новая схема расчетов за газ, на мой взгляд, здесь вообще мало что меняет. Я уже писала о том, что рубль у нас сейчас пребывает в искусственной коме, и пока не будут сняты все имеющиеся ограничения, реального его курса мы не увидим.
Таким образом, в чем же была «фишка» введения нового порядка расчетов за газ, рассуждая в аспекте экономической целесообразности, я вообще, если честно сказать, не поняла. А вы?