Корреспондент ИА «Первое областное» узнал, как маркетплейсы манипулируют ценами и можно ли сэкономить
11 ноября — Всемирный день шопинга. В интернет-магазинах стартуют масштабные распродажи. Большинство челябинцев считают такие акции обманом, свидетельствуют результаты опроса SuperJob. В том, что фактически цены на товары в эти дни не снижаются, убеждены двое из трех респондентов: «Просто перерисовывают ценники». Корреспондент ИА «Первое областное» изучил акции крупных российских маркетплейсов ко Всемирному дню шопинга (11.11). Рассказываем, как хитрят продавцы и можно ли вообще отхватить заветный товар со скидкой в 90% (иногда чудеса случаются).
Всеобщая истерия осенних онлайн-распродаж в этом году началась уже в октябре. Продавцы подогревают спрос к «черной пятнице», которая в этом году выпадает на 25 ноября. Однако делать покупки во время акций собирается только каждый десятый житель Челябинска. Планируемый средний чек — 11,6 тыс. рублей. Чаще всего респонденты собираются купить что-нибудь из одежды или бытовой техники. В топ-5 самых популярных покупок на сезонной распродаже также гаджеты и косметика, обувь, товары для дома и детей.
Содержание статьи
Ozon
Скидки до 90% на миллионы товаров обещает в этом году Ozon во Всемирный день шопинга. К 11.11 маркетплейс подготовил масштабную рекламную кампанию (ну вы видели про руки-загребуки). В продвижение инвестировали 2 млрд рублей.
Срок проведения: с 11 по 14 ноября.
С помощью плагина Moneyplace мы проанализировали историю изменения цен на популярные товары. Так мы решили проверить, правда ли продавцы снижают цены во время масштабных распродаж. Все товары нашли на главных страницах акции 11.11.
Часто скидки — реальные. Как, например, на вот этот смартфон. По изменению цены видно, что на протяжении месяца стоимость менялась незначительно. А 3 ноября продавец сделал большую скидку, и цена резко пошла вниз. Так выглядит график здорового продавца.
А вот график, который показывает, что 2 октября продавец резко увеличил цену на товар без скидки. При этом фактическая цена продажи не изменилась. Так покупатель будет думать, что без акции смартфон стоит намного дороже и постарается не упустить выгоду.
Чтобы создать иллюзию выгодного предложения, так же, например, подняли цену на оптовую упаковку молока. Цену увеличили с 1177 рублей (за 12 пакетов) до 1796 рублей. А фактическая цена с учетом скидки менялась незначительно.
Wildberries
На Wildberries невозможно не увидеть товары со скидками, они выведены на главную страницу, а сверху еще и огромный рекламный баннер. Товары, которые участвуют в распродаже, в дни проведения акции подняли вверх в самой востребованной сортировке «По популярности».
В рекламу акции «11.11» Wildberries вложил более 13 млрд рублей. Деньги пошли на предоставление скидок для покупателей и поддержку продавцов. Это рекордная сумма для площадки. В прошлом году на обе ноябрьские распродажи («11.11» и «черная пятница») было потрачено около 10 млрд рублей.
Маркетплейс анонсировал скидки до 90%.
Срок проведения: с 8 по 11 ноября.
Снова проверяем продавцов с помощью плагина Moneyplace и находим примеры нечестного поведения продавцов. Вот, например, продавец варочной панели, похоже, решил заранее подготовиться к распродаже 11.11. 19 октября фактическую цену продажи увеличили с 7195 рублей до 15990 рублей.
А вот 30 октября цену конструктора подняли с 5269 рублей до 8 тыс. рублей. Сразу же объявили скидку в 30%. Товар на распродаже стал стоить 5949 тыс. рублей. Получается, что до ноябрьской акции конструктор был дешевле.
Lamoda
На Lamoda в этом году громко не анонсируют распродажу 11.11. В шапке сайта висит скромный баннер, который обещает скидки до 80%. Также в рамках акции можно получить скидки по промокоду NOVEMBER22.
Акционные товары представлены на отдельной странице сайта. В распродаже участвуют представители брендов, которые ушли из России, — Adidas, United Colors of Benetton, Reebok и т. д.
Маркетплейс вроде участвует во Всемирном дне шопинга. Но без особого рвения. Скорее всего, сдержанность маркетологов связана с тем, что Global Fashion Group (GFG), владеющая интернет-магазином, в этом году остановила все инвестиции в Lamoda. Под сокращение попали импорт и рекламные активности, также приостановлено строительство второго склада в России.
KazanExpress
KazanExpress стал в этом году одним из первых маркетплейсов, где стартовали крупные распродажи в рамках Всемирного дня шопинга. Начать они решили заранее (с 24 октября).
Обязательная для продавцов скидка — от 5 до 40% в зависимости от категории. Важно, чтобы товар был в наличии, не заблокирован и имел студийные фотографии с необходимыми характеристиками.
Акция получила мощную маркетинговую поддержку, включая рекламу на ТВ, наружную рекламу, push-уведомления.
«Яндекс. Маркет»
В ноябре маркетплейс установил минимальную скидку на товары — 10%. Из новых акций — «В комплекте дешевле». Маркет рекомендует селлерам собрать товары в комплекты и предлагать покупателям скидку за их заказ. Таким образом продавцы увеличивают средний чек за счет сопутствующих товаров. Кроме того, это выгодно из-за упрощения логистики доставок.
Срок проведения: с 7 по 13 ноября.
«СберМегаМаркет»
У «СберМегаМаркет» все по-своему. Не 11.11, а «Зеленый день», приуроченный еще и ко дню рождения Сбера. По данным маркетплейса, акция «Зеленый день» охватит более 95% населения России.
Срок проведения: с 24 октября по 13 ноября.
«СберМегаМаркет» подготовил скидки до 70%, повышенный кешбэк, выгодную рассрочку и бесплатную доставку. Товары, которые участвуют в акции, собраны на специальном лендинге.
ИА «Первое областное» также узнало у специалиста по нейромаркетингу, экономиста и профессионального шопоголика, можно ли действительно сэкономить во время кратковременных акций, какие уловки используют продавцы, чтобы сбыть неликвидные товары, и можно ли им противостоять. Подробности — в нашем материале.