Скотобойня и родники: челябинец устроил историческую экскурсию по Колупаевке

0
218

Сергей Гдаль, патриот своего поселка, совершил провал во времени на сто лет назад

Скотобойня и родники: челябинец устроил историческую экскурсию по Колупаевке

День выдался морозный и ясный: в сквере ДК Колющенко родители катали в санках укутанных детей, лыжники бежали круги по стадиону, окутанные белым паром собственного дыхания. А мы столпились вокруг симпатичного человека с пачкой листов-чертежей в руках.

Скотобойня и родники: челябинец устроил историческую экскурсию по Колупаевке

Это Сергей Гдаль. У него вязаная шапка с кисточками, куцая борода, а под воротом куртки виднеется край пестрой рубашки и мехового жилета. Он живет в Колупаевке, провел здесь все детство и уезжать не собирается.

«Я не представляю себе жизнь с соседями за стеной. Мы же все немного роутеры. И когда много людей вокруг — это круто, конечно. Но после трудов нам всем необходим отдых. И одиночество такое возможно только в своем доме, когда за стеной не происходит чья-то чужая и громкая жизнь. А тут, в Колупаевке, мое детство прошло. Вот мы идем с вами по улице, а я тут бегал девятилетним. И мало что поменялось с тех пор», — поясняет свою любовь к частному дому и Колупаевке Сергей Гдаль.

В прошлом Сергей — радиоведущий. А теперь занимается ремонтами, является старостой старообрядческой общины, а для души устраивает друзьям экскурсии по знаковым местам поселка. Одна из таких дружеских экскурсий и превратилась в открытую, для всех местных и неместных жителей.

Группа вокруг Сергея собралась приличная, человек 40. Тут несколько пенсионеров, семьи с детьми. А у какой-то парочки даже, похоже, свидание. Все склоняются над распечатками — Сергей указывает границы поселка Урицкого, объясняет, откуда взялось смешное название Колупаевка и почему ручей Каменный Лог вдруг превратился в речку Поганку.

Скотобойня и родники: челябинец устроил историческую экскурсию по Колупаевке

Версий, как водится, множество. Первого зажиточного землевладельца здесь звали Колупаевым. Он устроил большое хозяйство, нанимал батраков. Самые выслуженные копили деньги, строили свои собственные избушки рядом с хозяйством. Так из заимки возникла деревня. А потом под деревенькой и рядом обнаружили большие залежи камня, который очень был нужен для строительства железной дороги. Вот и стали жители землю колупать.

«Вообще, „колупаев“ со сленга конца XIX — начала XX века на современный язык можно перевести как „м*дак“. Тот, кто все делает очень медленно, копается. Так что Колупаевка — это еще приличное название. Могло быть и хуже», — смеется Сергей Гдаль.

В нитке нашего маршрута — один из первых многоэтажных домов Челябинска (удручающее зрелище), несколько красивых домиков переселенческой архитектуры («Я родился в Воронеже, там почти все дома такие: четырехскатная крыша, беленые стены, голубые ставни на окнах...»), большой старый особняк из дерева, чья крыша заросла, как у землянки («...Представляете, здесь живет одинокая бабуля, ей 86, как справляется — ума не приложу») и родник — источник той самой Поганки. Родник — труба, загнанная в землю. Течение бодрое, так что ручей зимой не замерзает. Но уже через несколько поворотов в русло речушки начинают сливать разные отходы, так что ниже по течению вода в ручье Каменный Лог действительно становится весьма поганой.

Скотобойня и родники: челябинец устроил историческую экскурсию по Колупаевке

Местные ходят на родник за водой регулярно: пить, готовить, поить скот и даже гнать самогон. Но скоро это закончится.

«Землю с родником выкупила компания, которая занимается строительством торговых центров. Так что скоро здесь будет какой-то очередной магазин», — вздыхает Сергей Гдаль, и пока самые ловкие участники экскурсии стоят в очереди к роднику, предлагает остальным согреться ароматным напитком из необычных берестяных стаканчиков.

А мы движемся к Мареновской заимке — закрытой территории вокруг местной радиовышки. В начале XX века, рассказывает Гдаль, промышленник Маренов скупил в Колупаевке несколько десятин земли и устроил мясное производство. Он покупал у крестьян скот, отправлял животных на собственную скотобойню. И в итоге производил провизию для армии — отправлял заказы по железной дороге. Любопытно, что сам промышленник и его братья были староверами. Правда, разных общин. Так что на части своих земель они устроили кладбище для единоверцев — в России староверы какое-то время оставались бесправными и не могли официально хоронить своих усопших.

Скотобойня и родники: челябинец устроил историческую экскурсию по Колупаевке

Радиовышку на костях староверов (и разного забитого скота) построили в конце 1930-х, перед войной. А по заверениям местных жителей, к староверам на кладбище подхоранивали и солдат в годы Великой отечественной войны.

Наше путешествие идет по улице Пальмовой и Хрустальной, Каменогорской и Учебной, Минеральному переулку и улице Волгоградской. Народ бодро топает, несмотря на мороз. Потому что впереди еще одна интересная часть истории. На этот раз — про цыган и староверов.

Цыгане полюбили Колупаевку за простор, уединенность (тогда это был далеко не центр города) и возможность строить дома по своему вкусу. На заре «нулевых» цыганское барокко тут цвело пышным цветом. Теперь же особнячки стали поскромнее, да и сами цыгане чуть спокойнее.

Удивительно, что буквально через улицу от резиденций баронов устроены молельные дома старообрядческих общин. Какие-то уже закрыты и не используются. В каких-то служения идут прямо сейчас. Одну из древних избушек для молельных служб привезли из Кременкуля и заново собрали в военные годы. Потом здание пришло в негодность и теперь стоит с плотно закрытыми ставнями. Многие местные и не догадываются, что в этом утлом домишке были уникальные иконостасы с иконами XVII—XVIII веков!

Скотобойня и родники: челябинец устроил историческую экскурсию по Колупаевке

На вертлявых улочках сохранилось много домов-пятистенков. Есть и очень просторные, но одноэтажные усадьбы. Какие-то на современный манер обшиты сайдингом, а какие-то красуются старым деревом, облезлой краской, замысловатым узором резьбы.

«Аж до восьмидесятых годов XX века в Челябинске было запрещено строить двухэтажные частные дома. Поэтому так много старых и низких домиков, не только из дерева, но и из камня, такой сталинской архитектуры. Но кажется, от этого Колупаевка только выигрывает», — отмечает Сергей Гдаль.

Скотобойня и родники: челябинец устроил историческую экскурсию по Колупаевке

Пока мы топчемся вокруг Мареновской заимки, на улицу выходят местные. А узнав, что огромная группа — это участники исторической экскурсии, просят проводить мероприятия чаще. Потому что над заимкой, оказывается, нависла угроза. В рамках КРТ территорию возле выявленного объекта культурного наследия хотят превратить в жилую — возвести тут 25-этажный дом. Или сразу два. И если каждый из группы слушателей сегодня подпишет петицию, то, может, общественников наконец услышат.

Сергей Гдаль уверен, что «трушная Колупаевка» — интересное место, где можно узнать родной Челябинск получше. Так что, возможно, авторские экскурсии по поселку, в котором уживаются цыгане, старообрядцы и пенсионеры, станут регулярным приключением для всех жителей города.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь