Москва, 19.01.2023, 18:42:36, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
Пока литературоведы оценивают его произведения с художественной точки зрения, многие исследователи и наблюдатели с удивлением находят в них настоящие пророчества, называя Эдгара Аллана По «машиной времени». Что же поневоле предсказал гений Эдгара Аллана По, рассказывает wday.ru.
Содержание статьи
Написавший убийство
В 1838 году Эдгар По опубликовал свой роман под названием «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» — произведение, обруганное критиками за страшные подробности, жуткие сцены и отсутствие точных деталей в описании морских приключений.
По сюжету герои Артур Пим и Август Бернард попадают в передряги на море, о чем рассказывают в своих мемуарах. Они отправляются на маленькой лодке в открытое море и попадают в шторм, после чего каким-то чудом оказываются на борту китобойного судна под названием «Грампус». Там начинаются их леденящие душу приключения, в которым нашлось место и кораблям-призракам, и морским монстрам, и кораблекрушениям, и злобным аборигенам.
События, напоминающие блокбастер, По описывает в присущих ему жутких и мрачных красках. В одной из сцен герои остаются в шлюпке без запасов еды и воды — у них есть только останки морской черепахи, которой не хватает для того, чтобы выжили все. Оголодавшие, они выбирают жертву, вытягивая соломинку — проигравшего, которым оказывается герой по имени Ричард Паркер.
Спустя почти пятьдесят лет, в 1884 году, в Англии гремит дело «Миньонетте» — по имени яхты Mignonette. Судно направлялась в сторону Австралии и потерпело крушение, будучи не приспособленным к такому дальнему плаванию. На борту было четверо мужчин — Томас Дадли, Эдвард Брукс, Эдвин Стивенс и… Ричард Паркер, в точности как герой романа Эдгара По.
События развивались словно по книге писателя: путешественники оказались в спасательной шлюпке и несколько дней дрейфовали без еды и воды под палящим солнцем. Они смогли поймать морскую черепаху, но этого оказалось слишком мало. Один из героев, начиная сходить с ума, нахлебался морской воды и умирает из-за отравления — его и убили трое товарищей, считая, что он все равно обречен. Жертвой оказался именно Ричард Паркер.
Спустя сто лет его родственник был поражен, прочитав в романе Эдгара По «предсказание» несчастного случая (совпали имя, возраст и многие другие подробности), и опубликовал по этому поводу статью в The Sunday Times. Совпадение? Не думаем.
Точные симптомы задолго до научных исследований
В 1840 году Эдгар По выпускает рассказ «Делец». Его герой переживает в детстве травму головы, после которой его начинают одолевать жуткие припадки, напрочь меняющие поведение. По предельно точно описал, как меняется герой. И, скорее всего, сам не подозревал, что в своем рассказе перечислил симптомы так называемого синдрома лобной доли мозга, о которых врачи заговорили только через несколько лет.
Показательный случай произошел в реальности в 1848 году — тогда простой железнодорожный рабочий Финнеас Гейдж получил черепно-мозговую травму, после которой не выживают. Однако Финнеас не скончался и сумел встать на ноги. Правда, после жуткой травмы он превратился в маньяка, чье поведение стало непредсказуемым.
Эта история была изучена медицинским сообществом, после чего врачи сделали важные выводы о том, как работает лобная доля мозга и какую роль она играет в когнитивных способностях человека. При этом медики с изумлением вспоминают рассказ «Делец», говоря, что симптомы, описанные Эдгаром По, настолько точны, словно у писателя была машина времени.
Рассказал о Теории Большого взрыва
В 1848 году Эдгар По пишет «Эссе о материальной и духовной Вселенной», которую сам называет «Поэмой в прозе» и посвящает немецкому натуралисту Александру фон Гумбольдту. В ней По, переживший несколько озарений, рассказывает об отношениях Бога и человека, возникновении природы и развитии Вселенной.
Удивительным образом его интуитивное понимание точно совпало с исследованиями происхождения Вселенной, которые будут разработаны спустя восемьдесят (!) лет после написания «Поэмы в прозе» или, как ее еще называют, «Эврики».
В ней на 150 страницах поэт описывает возникновение Вселенной от одной частички и ее динамическое расширяющееся развитие. По упоминает и о вспышке (большом взрыве), и о том, почему небо темное, несмотря на свечение многих звезд (позже этот вопрос назовут парадоксом Ольберса).
При всем этом во времена его жизни астрономы представляли Вселенную как статический организм, а чтобы доказать обратное, еще не изобрели соответствующую аппаратуру. Так что интуитивные описания Эдгара Аллана По можно считать если не пророческими, то уж точно мистическими.
К слову, современники По, конечно же, не оценили поэму — ее назвали плодом больного воображения и посчитали слишком сложной для понимания.