«Чудо на Неве»: кто спас более 50 человеческих жизней в 1963 году и почему о подвиге пилотов предпочли молчать

0
476

<br />
«Чудо на Неве»: кто спас более 50 человеческих жизней в 1963 году и почему о подвиге пилотов предпочли молчать

Москва, 04.11.2021, 03:05:28, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.

Авиационная авария, которая известна как «чудо на Неве», произошла в августе 1963 года. Самолет Ту-124 выполнял плановый рейс, когда у него отказали оба двигателя. Кажется, что в такой ситуации исход может быть один — авария с жертвами, но случилось иначе.

Во время приводнения на Неву немного повредилось только само судно, а вот люди не пострадали. Кадры этого удивительного происшествия появились в прессе благодаря тому, что одному прохожему удалось спрятать фотоаппарат от органов правопорядка.

Содержание статьи

Череда неприятностей

Пассажирский самолет Ту-124 компании «Аэрофлот» летел из Таллина в столицу России, когда у него обнаружилась серьезная неисправность. Странность заключалась в том, что лайнер был недавно выпущен с конвейера, и об износе не могло идти и речи. Вместе с экипажем на борту находилось более пятидесяти человек. Среди пассажиров был Патриарх Всея Руси Алексий II.

<br />
«Чудо на Неве»: кто спас более 50 человеческих жизней в 1963 году и почему о подвиге пилотов предпочли молчать

Необъяснимая череда странных неприятностей началась сразу после того, как самолет поднялся в небо. Капитан обнаружил, что переднюю стойку шасси заклинило в среднем положении. В этой ситуации нужно было разворачивать лайнер назад, но пилотам отказали по причине ухудшающихся погодных условий.

Диспетчеры направили воздушное судно в ленинградский аэропорт «Пулково», но уже было ясно, что посадка предстоит не мягкая. В случаях, когда отказывало шасси, пилоты сажали самолет на брюхо. В аэропорту уже ждали кареты скорой помощи и пожарные бригады.

Чтобы не произошло взрыва при ударе об землю, командир начал «вырабатывать» топливо.

Попытки выровнять стойку шасси предпринимали до последнего. Виктор Царев, бортинженер, проделал дырку в полу кабины и шваброй нажимал на нее, но это не помогло. Усилиями бортпроводницы весь груз из носа самолета был перенесен в хвостовую часть. Это нужно, чтобы удар был не таким сильным, и передняя часть самолета не оторвалась при посадке.

Но тут последовал новый отказ — у самолета вышел из строя двигатель. Летать кругами на одном было нельзя, а до Пулково путь лежал прямо над городом, что было крайне опасно. И вот, пролетая над Смольным, у Ту-124 внезапно кончается топливо, и отказывает двигатель №2.

Счастливые совпадения

<br />
«Чудо на Неве»: кто спас более 50 человеческих жизней в 1963 году и почему о подвиге пилотов предпочли молчать

Командир лайнера понимал, что выбора у него фактически нет. Предстоит посадка на воду. К счастью, в этой истории не обошлось и без счастливых совпадений. Второй пилот уже имел опыт посадки самолетов на воду, потому именно ему было передано управление судном. Василий Григорьевич Чеченев сумел так плавно посадить Ту-124 на Неву, что даже не разбилась ни одна бутылка пива, которое как раз перевозили этим рейсом.

Чудесным образом самолет не задел строящийся мост Александра Невского и прекратил скольжение по воде за 50 метров от ж/д моста. Только рабочие перепугались не на шутку.

И еще одно чудо, без которого люди могли погибнуть: рядом с приводнившимся лайнером оказался речной тягач. Он и отбуксировал самолет к берегу. Как только пассажиры оказались на суше, Ту-124 пошел ко дну.

Кадры «чуда на Неве»

<br />
«Чудо на Неве»: кто спас более 50 человеческих жизней в 1963 году и почему о подвиге пилотов предпочли молчать

Некоторые прохожие успели заснять происходящее на пленку, но милиция тут же отбирала фотоаппараты со всеми материалами. Правоохранительные органы боялись огласки. Но одному случайному свидетелю все же удалось скрыться с пленкой, потому у нас и есть реальные кадры происшествия.

Следственная комиссия поначалу сваливала вину на членов экипажа, которые дескать не рассчитали запас топлива. Явно очевидную альтернативную версию о неисправности топливомера откинули сразу.

Но благодаря попавшим в мировую прессу фотоснимкам чудесного приводнения на Неву авиалайнера, власти вынуждены были поменять тактику. Пилотам сообщили, что они будут приставлены к награде за смелость и мастерство.

<br />
«Чудо на Неве»: кто спас более 50 человеческих жизней в 1963 году и почему о подвиге пилотов предпочли молчать

Однако медалей так и не дали. Впрочем, и командир экипажа, и штурман были рады тому, что все разрешилось как нельзя лучше. К тому же, им наконец дали отдельное жилье. Вместе они больше не совершили ни одного полета.

Сам Ту-124 оказался просто бесполезной грудой металла после поднятия на поверхность. И только уцелевшая кабина использовалась как тренажер для студентов летного училища.

Комментарии

Ваше мнение

  • Отменить ответ

    Автор несет ответственность за содержание комментария

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь