Истории мам, чьи дети поторопились появиться на свет раньше срока
Показать еще 12 фото В Челябинской области в 2022 году уже родились 108 белых лепестков — так красиво торопыжек, решивших появиться на свет на сроке от 22 до 37 недель и весящих от 500 граммов, называют за их хрупкость и незащищенность. Чем меньше ребенок, тем сложнее его выходить, но в областной детской больнице (ЧОДКБ) с этой задачей успешно справляются. Сегодня, 17 ноября, в Международный день недоношенного ребенка, публикуем репортаж ИА «Первое областное» из отделений, где спасают жизни самым крошечным лялечкам.
Маленькая челябинка Мирослава решила появиться на свет на сроке 25 недель. Отошли воды, и начались схватки. Малышка родилась в областном перинатальном центре весом 840 граммов и ростом 30 сантиметров.
«Дочка совсем с ладошку была. Ее сразу забрали в реанимацию детской областной больницы, а я осталась в челябинском перинатальном центре. На седьмые сутки меня выписали. Больше двух месяцев видела ребенка в основном на фотографиях, так как был карантин. Совместное пребывание стало возможным, когда Мирославу перевели в отделение новорожденных. Вот уже 10 дней мы лежим вместе», — говорит Марина Тореева.
Совсем скоро торопыжке исполнится три месяца. Девочка весит больше двух килограммов и выросла до 45 сантиметров. Пока Мирослава находится на кислородной поддержке, но кушает уже не только через зонд, а еще и самостоятельно, через «соску». О выписке говорить еще рано, но дома ее вместе с мамой уже с нетерпением ждут, в том числе старшие братик и сестренка.
Набрал вес и родившийся на 28-й неделе Михаил. Сейчас малышу уже восемь месяцев, он весит 5,5 килограмма, активно гулит, строит глазки, гремит погремушками, тащит их в рот и с интересом разглядывает незнакомых людей.
Конечно, особый восторг у малыша вызывает мама Оля — стоит ей только подойти к кроватке, он расплывается в беззубой улыбке. Даже не верится, что в реанимации мальчик провел шесть с половиной месяцев.
«Было экстренное кесарево, связанное с тем, что ухудшились пуповинные и маточные кровотоки. Лежала на сохранении до этого уже полтора месяца, но резко стало хуже. Сынок родился очень маленький — 590 граммов, 30 сантиметров. Нас сразу разделили, но в седьмом роддоме разрешали раз в неделю Мишу посещать, что я и делала», — вспоминает Ольга Барчук.
В отделении новорожденных Челябинской областной больницы мама с сыном лежат вместе. Уже два месяца Ольга находится в постоянном диалоге с долгожданным первенцем, ухаживает за ним и занимается его развитием: включает классическую музыку, играет, делает массаж (и это помимо всех необходимых процедур).
Пока мальчик нуждается в кислородной поддержке и другой медицинской помощи, домой его выписать не могут. Поэтому по выходным в палате вместе с женой и наследником будет жить и глава семьи.
«Возможно, нам предстоит лежать в больнице до Нового года. Здесь очень хорошая заведующая, и она разрешила мужу находиться с нами, помогать мне в уходе за Мишей», — рассказывает Ольга.
Отделение новорожденных в ЧОДКБ работает уже 35 лет. Своего роддома в структуре клиники нет, поэтому юные пациенты любого веса, в том числе с массой тела от 500 граммов, сюда поступают из областного перинатального центра, роддомов региона, отделений реанимации больниц.
Здесь обследуют и лечат детей, перенесших ИВЛ, а также с патологией центральной и периферической нервной системы, родовыми травмами, фетопатиями, желтухами новорожденных, гипотрофиями различной степени, врожденными пороками развития.
«Так как ЧОДКБ — больница третьего уровня, у нас есть возможность всестороннего обследования ребеночка. Недоношенные детки в нашем отделении лежат в палатах с мамами, чтобы после реанимации, где часто возможны только посещения, у них была возможность общения и кормления. Это важно для создания психологического комфорта и для того, чтобы организм ребенка получал меньше больничной флоры и заселялся сразу флорой мамы», — рассказала заведующая отделением новорожденных Челябинской областной детской больницы Дина Погосова.
В ситуациях, когда мама физически не может лежать вместе с ребенком (находится в больнице, например), в палате вместе с малышом разрешают лежать бабушке или папе. Навстречу родителям стараются идти всегда.
Но есть в отделении новорожденных малыши, которые лежат в больнице совсем одни. Мамочек и других родственников, которые по разным причинам не могут быть рядом с крохами, им заменяют медицинские сестры.
«Доктор назначает лечение, а уходом, в том числе от которого зависит выздоровление ребенка, занимаемся мы. Малышей обязательно купаем, что деткам очень нравится, кормим, держим их ручках и даже рассказываем сказки. Такая забота и тепло крохам очень приятны. Они лежат здесь без мам, но любви им очень хочется. Мы стараемся ее дать. Возьмешь на ручки — сразу перестают плакать, прижимаются к тебе», — говорит медицинская сестра отделения новорожденных Надежда Смолина.
В отделении малыши лежат по три-четыре месяца. За это время, как рассказывает Надежда Михайловна, начинают определять медсестер по голосам. Понимают, кто к ним заходит.
«Мы их сильно любим, и они чувствуют эту ласку. Если медсестра пришла на работу серьезная, пеленает молчком, будут кукситься и могут даже отказаться кушать. Мы это знаем и стараемся все тревоги оставить за порогом. Когда они от нас уезжают, мы, с одной стороны, очень за них рады, но нам очень жалко расставаться. Отслеживать судьбу крох не можем, но если получаем весточки от их родителей, становится спокойнее на душе. А когда теплые слова или фотографии приходят от мам этих детей, вырастают крылья за спиной: „Как хорошо, что у меня такая нужная и полезная работа!“», — добавила Надежда Смолина.
Если в отделении новорожденных детки уже могут самостоятельно (пусть и с кислородной поддержкой) дышать и частично кушать, то в реанимации лежат малыши на ИВЛ. Здесь для непосредственного выхаживания недоношенных детей предусмотрено 12 «коек», которые обеспечивают торопыжкам функции дыхания, кровообращения, питания и терморегуляции.
«Наша задача — не дать малышам умереть и постараться свести к минимуму воздействие всех повреждающих факторов, чтобы в дальнейшем ребенок не остался инвалидом. Поэтому кроме лечения в отделении проходит реабилитация. Для этого в штате есть невролог Надежда Масленникова, которая в этом году стала лучшим неврологом России. Она является экспертом по лечению ДЦП и других нарушений движения у детей, начинает работать с малышами с первых дней. При переводе пациентов в отделение патологии новорожденных дает рекомендации по дальнейшей реабилитации», — говорит заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии для новорожденных ЧОДКБ Олег Лапин.
Конечно, с крохами весом от 500 граммов арсенал физических методов реабилитации ограничен. С такими детьми она включает в себя создание температурного комфорта, ограничение нагрузки шума и света, массаж ладоней и пальчиков и другие.
За год в отделении получают лечение около 300 детей с хирургической и соматической патологиями. Из них 75% — новорожденные. Только за 10 месяцев 2022 года через него уже прошли 108 недоношенных, 33 из них — весом менее 1500 граммов, 13 — до 1000. Как правило, эти дети начинают страдать еще внутриутробно и при рождении их состояние расценивается как крайне тяжелое, требующее проведения реанимационных мероприятий.