С этим вопросом мы с фотографом Маратом Муллыевым отправились на экскурсию в закрытое, холодное, разрушенное здание на берегу Миасса
Была такая история. Ее захватывающе рассказывал челябинский рок-музыкант, по совместительству сотрудник пресс-службы Челябинского исторического музея, Юрий Богатенков.
15 марта 1973 года в 10 часов утра знаменитый наш метеоролог Татьяна Ишукова забралась на купол цирка для оценки скорости и силы ветра. Спустилась. В 10:45 купол облили бензином и подожгли. К 17:00 операция успешно завершилась — здание выгорело до фундамента.
Таким сохранился в архивах первый городской цирк
Это была спланированная заранее диверсия — снос по методу контролируемого пожара. Здание цирка, которое тогда располагалось на площади Павших революционеров, изрядно подпортил древесный грибок, и было принято решение о сносе. Под руководством заместителя начальника Управления пожарной охраны Челябинской области инженер-полковника А. Л. Каплана разработали уникальную операцию с участием четырех лафетных стволов, двенадцати автоцистерн, шести единиц спецтехники и сотни пожарных. И все у них получилось.
Вот тот самый цирк-шатер
Тем же летом на той же площадке поднялся брезентовый купол шапито, где цирк и размещался еще семь лет — вплоть до постройки нового здания на набережной Миасса. 1 января 1980 года под зеленым куполом состоялось первое представление. В Челябинск специально на церемонию открытия цирка приехал сам Юрий Никулин.
С тех пор цирк ни разу не ремонтировали.
Так возводили современное здание Челябинского цирка
Директор цирка Рихард Чеславович Илгач встречает нас в теплой куртке и на вопрос, как дела, отвечает анекдотом. Выходит человек на балкон, мимо пролетает сосед с тридцатого этажа. «Как дела?» — успевает спросить того, кто падает. «Пока нормально!» — отвечает сосед на лету. «Вот так и у нас, пока нормально», — Рихард Чеславович обводит грустным взглядом разрушенный зал.
Ремонт начался год назад, но был приостановлен, так как по ходу работ выяснилось, что надо переделывать проект. Переделывать капитально: план работ был утвержден аж в 2014 году и не предусматривал ни замены коммуникаций, ни тем более современного технологического оснащения площадки.
— Можно сказать, мы умышленно приостановили ремонтные работы, пока не скорректируем проект. По сути разработан новый документ, который на днях будет отдан на госэкспертизу, — говорит Рихард Илгач.
Сейчас в цирке нет ни света, ни отопления, ни воды (за исключением одного этажа в административном корпусе). Отключены все системы, которые могут выйти из строя в неотапливаемый период. Демонтированы и коммуникации, и оборудование: ни одного кресла, ни одной лампы, ни одного троса. Лестницы и стены зачищены до кирпичей.
Грязное ковровое покрытие — может, тот ковер, который покрывал арену? — пылится, свернутое в углу. Очень холодно и неуютно.
Где здесь синий, зеленый, красный или желтый сектор?
Если вы проезжали мимо цирка в последние пару недель, то наверняка заметили, что меняются витражи — большие панорамные окна. Эти работы не требуют специальных согласований, а все остальное — пока заморожено и ждет согласования с экспертами Росгосцирка.
Монтируют новые витражные окна
Руководитель ремонтно-строительных работ Сергей Мучанко поясняет, что согласно новому проекту в цирке поменяют все: систему отопления и вентиляции, кондиционирования, инженерные сети и электропроводку, заново установят акустическое и световое оборудование, а кроме того установят системы терморегуляции в помещения для зверей. Сложно сказать, чего не коснется ремонт. Архитектурного облика разве что, но об этом чуть позже.
— Что такое новое технологическое оборудование на цирковой арене? Его не купишь в магазине: его нужно разработать и сделать на заказ. Изготовление займет до восьми месяцев, и этим, скорее всего, займутся иностранные компании-производители. Когда еще будет новый капитальный ремонт? Сейчас все надо сделать по последним техническим достижениям, — комментирует Сергей Мучанко.
Директор цирка Рихард Илгач подчеркивает особо, что в зале с нуля будет смонтирована система кондиционирования, которой никогда не было, теперь летом не будет жары и духоты. Краснодарский проект, по которому строили челябинский цирк, не предусматривал ни кондиционеров в зале, ни батарей в фойе — капитальный ремонт поправит и этот момент.
Сергей Мучанко, руководитель проекта по капремонту, похож на музыканта Алексея Кортнева
Отдельным пунктом, точнее, целым разделом обозначено создание комфортных условий для животных. Главное из них — микроклимат в помещениях, особенный и разный для птиц, слонов, львов, обезьянок... Это непреложное требование к современному цирку.
— Раньше не делали различий и для всех зверей требования к помещениям были одинаковыми. Вентиляцию мы осуществляли народными методами — открывали окна и проветривали. Наши зрители наверняка помнят, что запах из помещений для животных доносился и в зрительный зал. Такого не должно быть и больше не будет,
— рассказывает Рихард Илгач.
Арена и зрительный зал зачищены до кирпичей
Синий, желтый, зеленый, красный — все знакомые сектора сохранятся по первоначальному образцу, тем более так когда-то придумал Юрий Никулин. Кресла поменяют на удобные и мягкие, проходы в рядах чуть расширят по новым противопожарным требованиям. Первый ряд от кресел вовсе освободят для маломобильных зрителей, чтобы они заезжали на колясках спокойно и смотрели представление.
Оркестр! А как же оркестр? Вот же для него площадка — ее в цирке называют оркестровкой. Рихард Чеславович с горечью говорит, что оркестры во всех цирках России сокращены, музыканты уволены. Живой музыки в цирках больше нет. Понятно, что звон тарелок или громкий барабанный «Бум!» в момент падения клоуна можно извлечь из электронного оборудования, но... Но место для оркестра сохранилось в новом проекте. Цирк — искусство живое. Может, и оркестр живой вернут?
Так сейчас выглядит фойе
Спрашиваем о технологической упаковке нового цирка: можно ли будет здесь устраивать шоу, равные по аудиовизуальным эффектам Цирку Дю Солей, к примеру? Рихард Чеславович, едва заметно обидевшись, отвечает, что в знаменитом Дю Солее семьдесят процентов артистов из России, «у нас нет задачи повторить Дю Солей», и сценическое оборудование достаточно универсально, никаких технических ограничений для постановки суперзрелищных номеров нет.
Внутри так холодно, что у директора цирка пар изо рта идет
Пока наш цирк на паузе, ждут согласования и одобрения Росгосцирком нового проекта с учетом всего вышеперечисленного. По оценкам наших собеседников, работы начнутся примерно в конце апреля.
Пока ждут, идет под снос цирковое общежитие, «старинное хрущевское здание», как элегантно выразился Рихард Илгач. Вместо него буквально на том же месте построят новое, трехэтажное. Оно будет сдано никак не позже самого цирка.
Так сейчас выглядит бывшее общежитие для цирковых артистов
В паспорте объекта, который добросовестно приколочен к забору, обозначены удивительные сроки строительства.
По идее, в марте должны снести до основания
Исторический облик цирка будет сохранен. Таково настоятельное требование главного архитектора Челябинска Павла Крутолапова. Архитектурный ансамбль этой части набережной останется в том варианте, к которому привыкли горожане, и зеленоватая крыша не будет перекрашена. Но цирк станет светлее — бело-серым, а ночью будет романтично подсвечен: по периметру снизу и отдельно купол.
Мы не могли не попросить эскизные рисунки будущего цирка, и, хотя наши собеседники настаивали, что проект может быть изменен, часть внутренних помещений мы все же покажем. Тем более что в одном из местных карьеров уже напилен и подготовлен к перевозке в Челябинск светло-серый мансуровский гранит для вот такого блестящего пола в фойе.
Ремонт, который по сути сейчас на подготовительной стадии, продлится еще не меньше года. Поэтому, по оптимистическим прогнозам, новый цирк откроется к осени 2022 года.
Отдельная история — о знаменитых фигурках Арлекинов, которые были фирменным украшением Челябинского цирка. С ними целый детектив. Рихард Илгач рассказал, что больше десяти лет назад пристрой, на котором они, собственно, крепились, начал разрушаться и почти отвалился от основного здания.
Металлические Арлекины создавали дополнительную нагрузку, и было принято решение, во избежание падания кому-нибудь, не дай бог, на голову, их демонтировали... и увезли в неизвестном направлении. Никто в цирке не знает куда. Возможно, на какой-то склад до светлых времен, но где тот склад, даже не у кого сейчас спросить.
Так или иначе, было бы очень здорово восстановить в ходе капитального ремонта и наших знаменитых веселых клоунов. Однако как сделать это технически, ни директор цирка, ни генеральный подрядчик строительных работ пока не понимают. Сохранились только фотографии — ни эскизов, ни чертежей, ни проектно-сметной документации, которую можно было бы выставить на тендер и отдать в работу.
— В 1970-х годах все было просто. Вот альбом с фотографиями, полистали, выбрали одну, отдали в хорошую мастерскую — делайте! А сейчас требуется просто вагон бумаг: что это за декоративные фигурки, в чем их историко-культурная ценность, из чего их отливать, где эскизный проект... Словом, это волокиты года на три, — комментирует Сергей Мучанко.
Директор цирка Рихард Илгач — в прошлом комик-эксцентрик Рижского цирка. Он считает цирк самым честным из искусств, где нельзя выступить под фонограмму или нанять каскадера на сложный трюк или переснять новый дубль. Здесь все по-настоящему, как есть, в данный конкретный момент.
— Цирк не может быть рабочим местом, это образ жизни. Мы, цирковые, больные люди. В хорошем смысле. Здесь только фанатики могут работать. Я, конечно, устал. Но дело моей жизни — довести этот ремонт до конца,— говорит Рихард Чеславович.