Президент БК «Челбаскет» — о будущем баскетбола на Южном Урале, развитии игры с мячом и роли «ТикТока» в популяризации спорта
Показать еще 6 фото
«Челбаскет» как профессиональный клуб существует первый сезон и сразу же попал в плей-офф Суперлиги-2. А в медийном плане и вовсе даст фору многим командам из дивизионов повыше. Все это — результат большой работы.
«Смотрите, какую штуку записали в ЦСКА», — президент баскетбольного клуба протянул корреспонденту смартфон. На экране был «ТикТок», ролик, в котором группа поддержки московского клуба выполняет челлендж, который запустили именно в «Челбаскете». «Они сняли в этом „ТикТоке“ черлидерш, якобы то, что у нас делают игроки, у них сможет сделать даже группа поддержки», — с неподдельным возбуждением объясняет Сандаков.
— Николай Дмитриевич, первый сезон команды — и сразу попадание в плей-офф. Довольны?
— В целом спортивными результатами мы довольны. Задачи, которые мы ставили перед игроками и тренерским штабом, выполнены. Хотя, когда мы их ставили, собирая состав недели за три до начала чемпионата, это казалось смелостью.
Сложности были, но мы их понимали. Ни у одной команды в дивизионе нет такого представительства местных ребят — для нас это риски. Но мы понимали — для попадания в плей-офф нужно выиграть примерно половину матчей в «регулярке». А именно это и создает нужную атмосферу. Задача по выходу в плей-офф была связана с этим. Когда команда проигрывает, мы генеральную нашу цель — привести к баскетбольным кольцам детей — не решаем или решаем намного хуже. Повторюсь, иллюзий мы не питали, но так получилось, что вышли в плей-офф с шестого места. Команда, которая, по большому счету, лишь на 30% готова профессионально, а на 70% — из воли и желания побеждать. И еще 5—10% — это всё, что мы пытаемся вокруг создать. Конечно, в результате большая заслуга и тренерского штаба, и администрации клуба.
И все же, если оценивать по, скажем, десятибалльной шкале... На сегодняшний день всё, что происходит с командой и с клубом, — семь баллов. Хотел бы сказать восемь, но есть некоторые недочеты. Мы только притираемся друг к другу в клубе, пытаемся встроиться в общую систему регионального спорта, его публичной части.
— Будет ли продлен контракт с главным тренером команды Евгением Сорокиным?
— Мы сейчас находимся в стадии начала обсуждения. Думаю, Евгению с нами интересно работать, он получает опыт, которого у него не было. Нам же нравится, как Евгений работает. Могут быть нюансы, есть взаимные вопросы и пожелания, это нормально. Желание профессионального роста, уровень амбиций клуба на данный момент совпадают с амбициозностью Евгения, а вот опыта нам не хватает, причем совместно. Думаю, примерно к началу-середине апреля все будет понятно.
— Какие планы на следующий сезон? Какие цели и задачи?
— Вообще мы изначально нацелены на то, чтобы выиграть Суперлигу-2. При этом сохранив пропорцию местных игроков.
Нам нужны местные герои. Чтобы ребята, которые хотят прийти к баскетбольным кольцам, заниматься баскетболом в секциях, видели Дмитрия Якунина из Озерска, Андрея Егорова из Копейска или Владимира Емельянова из Чебаркуля. Это принципиально важно. Возможно, это иногда идет в ущерб решению спортивных задач, которые перед нами стоят. Но, сохранив эту пропорцию, мы сможем как минимум претендовать на призовые места в Суперлиге-2 в следующем сезоне. И, повторюсь, как максимум — выиграть её.
«Нам нужны местные герои. Чтобы ребята, которые хотят прийти к баскетбольным кольцам, видели Дмитрия Якунина из Озерска, Андрея Егорова из Копейска или Владимира Емельянова из Чебаркуля. Это принципиально важно».
— Повышение в классе, выход в Суперлигу-1 — уже в следующем сезоне?
— Пока мы такой задачи именно на следующий сезон не ставим. В первую очередь из-за организационных соображений. Есть технические требования к клубам для участия в Суперлиге-1, которые «Челбаскет» не сможет выполнить в ближайшие год-два.
Но мы работаем в этом направлении. В том числе при поддержке губернатора Челябинской области Алексея Леонидовича Текслера, правительства региона и нескольких титульных партнеров, которые нам помогают развиваться, решая и стратегические задачи. Нам очень повезло с генеральным партнером. Русская Медная Компания с самого начала сезона поддерживает клуб, поддерживает нашу идею. Надеюсь, что в следующем сезоне наше сотрудничество продолжится.
— Вы выходили со стратегией развития клуба в региональный Фонд поддержки спорта (ФПС).
— Сейчас у нас есть отношения с фондом в плане поддержки. Она пока в значительно меньшем объеме, чем мы договорились на перспективу, но уже ощутима. Благодаря ей команда существует, играет и неплохо представлена в Суперлиге-2. При том что команда у нас самая молодая в дивизионе, в основном состоит из местных ребят и бюджет в полтора-два раза меньше среднего по лиге: по итогам этого года — примерно 25 миллионов рублей. Это и помощь ФПС, и спонсорские деньги, и средства муниципалитета. Нам очень хорошо помогает город Челябинск. Именно поддержка области и города помогла в свое время сохранить команду после расформирования «Динамо». Она позволяла ребятам играть в Студенческой лиге и в итоге вернуть в город профессиональный баскетбол.
— На какой бюджет рассчитываете в следующем сезоне?
— Хотелось бы, чтобы он был порядка 35—40 миллионов. Хотя бы для того, чтобы чувствовать себя комфортно и решить вопрос по игрокам и их зарплатам. Пока у нас они самые низкие в лиге. Большинство из игроков начинали сезон с минимальной зарплатой в 15 000 рублей. Две тренировки в день, выезд — все за 15 000 рублей. Я поэтому ребятам по-человечески очень благодарен.
«Когда мы все это начали, это была история не про зарабатывание денег, а про веру и любовь к баскетболу»
— Возвращаясь к стратегии развития «Челбаскета». Что она из себя представляет?
— С фондом поддержки спорта мы обсуждаем стратегию развития баскетбола в области в целом. «Челбаскет» и наши коллеги из магнитогорского БК «Металлург» являются в ней важными звеньями, своего рода верхом пирамиды. Но если ты занимаешься только профессиональными командами и не выстраиваешь под это в пирамиде студенческий, любительский и детский баскетбол, то это скорее история не про наши стратегию и задачи, а про самолюбие. Задача — не только чтобы клуб играл, побеждал, но и чтобы как можно больше мальчиков и девочек были вовлечены в баскетбол. Это мы и обсуждаем с фондом поддержки спорта.
И там есть история собственно «Челбаскета» отдельно. Подчеркну — разговариваем именно в партнерском смысле. В том числе, наверное, и потому, что сейчас в клубе денег партнерских больше, чем государственных. Мы смогли привлечь в клуб больше, чем просим и взяли от муниципалитета и от области. Пропорция — примерно 6535. Один к двум. Эти наши усилия власть, руководство ФПС видят. Предварительно договорились, что дальше соотношение будет 1 к 1. Мы стремимся привлечь партнеров, и нам на такую же сумму помогают. Не только «Челбаскету», а вообще системе баскетбола. Думаю, такая пропорция сейчас — одна из самых эффективных с точки зрения госзатрат среди всех профессиональных клубов Челябинской области.
Мы бы хотели, чтобы к 2025—2026 году «Челбаскет» был окупаем на 90%. Если мы этого добьемся, то в России это будет, наверное, первый подобный прецедент. Сейчас профессиональных клубов с такой долей собственных доходов просто нет. Но у нас есть опыт «Динамо» 2013—2014 года, где мы уже научились правильно продавать билеты, заниматься маркетингом, привлекать рекламные контракты. Так, в 2014 году из общего бюджета в 30—35 миллионов 20 мы зарабатывали сами.
Такая задача стоит даже не для экономии денег, просто мы считаем, что это правильно. С одной стороны, государство нам помогает финансово, чтобы решали в том числе и государственную задачу, с другой — клуб должен быть бизнес-единицей, генерировать и финансы.
«Сидеть на шее у государства и делать интересные вещи не так сложно, совсем другое дело, когда ты к государству относишься как к партнеру, совместно решая важные задачи».
— С Алексеем Текслером говорили про «Челбаскет» и развитие спорта в регионе?
— Да, Алексей Леонидович несколько недель назад нашел время поговорить о баскетболе. У него высокий уровень компетенции, приятно, что он поддержал наши инициативы по той самой баскетбольной пирамиде, о которой я говорил. Замечательно, что во вновь созданной Федерации баскетбола Челябинской области председателем наблюдательного совета стал первый заместитель губернатора Виктор Мамин, с которым мы все основные вопросы обсуждаем. Знаю что Виктор Викторович такую работу ведет и с другими федерациями. Этот тренд развития спорта в области, который задает команда губернатора Алексея Текслера, очень симпатичен. Люди понимают — сколько угодно можно говорить о социалке, экономике, экологии, но внимание к спорту в целом — это очень здорово. Мне нравится, что происходит внутри этого процесса.
— Пока мы говорим, насколько я понял, у команды идет тренировка по «ТикТоку». Что это?
— Нет, у команды идет обычная тренировка, а потом они снимут серию роликов для «ТикТока».
— Время решающих игр, а команда снимает активности в соцсетях. Не помешает подготовке к плей-офф?
— Вы же помните, какую задачу мы решаем? В самом начале даже внутри клуба я имел несколько разговоров с игроками, которые хоть и выполняли наши указания по части медиа, но относились к этому со скепсисом. Они говорили: «Мы же профессиональные спортсмены». На что я сказал: «Я тоже могу много о себе рассказать с точки зрения опыта и компетенций, но мне не стремно заниматься этими проектами как организатору и даже как актеру».
Если говорить конкретно о «ТикТоке», я у одного игрока спросил: «Ты зачем этим занимаешься?» Он сказал: «Это профессия, я зарабатываю деньги, кормлю этим семью». Второй вопрос: «А если с точки зрения важной цели?» Отвечает: «Мне нравится наша общая идея, чтобы дети шли к кольцам». А дети — они где? Откуда ты их приведешь? Социальные медиа сегодня — главный коммуникатор для нашей аудитории.
«Телевизор они не смотрят, новостные ресурсы не читают, кто-то, даст бог, участник группы во „ВКонтакте“, но основная их масса — в „ТикТоке“».
И у нас уже больше 20 000 подписчиков в «ТикТоке»! Основная часть — либо челябинцы, либо дети, которые интересуются баскетболом, без привязки к географии. «ТикТок» — решение нашей главной задачи. И ребята относятся к этому с пониманием, сейчас вообще нет никаких проблем.
Про плей-офф: время подготовки к нему получилось немного растянутым. Мы не спекулируем временем спортсменов, у нас есть два часа, которые они тратят на медиаактивность, согласованную с главным тренером. Придет человек, который этим занимается, отработает полтора-два часа, на этой основе получится пять-шесть роликов, которых хватит на неделю. То же самое касается и всех внеигровых активностей. Мы стараемся не использовать всех спортсменов, понимаем, как не навредить тренировочному процессу.
Опять повторюсь: для нас важны две задачи, причем в балансе. Команда должна быть хорошо готова и побеждать. Но если они будут побеждать, а мы об этом не будем рассказывать, то дети об этом просто не узнают. Думаю, что у нас нет перекоса в медийную часть. Ведь основная работа, происходящая в медиа, не касается спортсменов вообще. Мы сами их снимаем, монтируем, единственное — «ТикТок» и внеигровые активности, но это три часа в неделю.
— Для чего была создана областная федерация баскетбола?
— На Южном Урале баскетбол — единственный вид спорта, где, говоря о его массовости, можно не ограничивать численность. Лето у нас короткое, но кольца есть в каждой школе, баскетбол включен в государственный образовательный стандарт. Затраты для любой семьи доступны, ведь кроссовки и майка стоят в сто раз дешевле той же хоккейной амуниции. Для игры в баскетбол тоже можно просто повесить ведро...
Баскетбол выполняет и социальную задачу. Если ребенок в переходном возрасте не занимается спортом, то как социальный элемент становится другим, с другими задачами и поведением. Особенно мальчик...
— Если мы рассматриваем систему развития баскетбола как пирамиду, то детский баскетбол — ее основание.
— Есть история со студенческим баскетболом, которой мы тоже будем активно заниматься. У нас на съезде федерации в Магнитогорске был исполнительный директор Ассоциации студенческого баскетбола (АСБ) Сергей Крюков. Мы наметили ряд историй по развитию студенческого и детского баскетбола. В АСБ занимаются этим направлением под брендом «Движение вверх».
Мы прорабатываем вопрос о вовлечении в АСБ средне-специальных учебных заведений. Которых в Челябинской области 90, а в спартакиадах участвуют лишь около 20, и то не в тех объемах, в которых нам бы хотелось. Из 30 вузов Челябинской области серьезно играют четыре-пять.
Потребность есть точно, но вопрос — в месте проведения игр и других проблемах. Начиная с того, что в вузах из KPI вообще убрали спортивную деятельность. Даже в профильном физкультурном УралГУФКе нет тренера по баскетболу, а преподаватель сам тренирует одну из лучших команд области. Три опорные точки баскетбола — ЮУрГУ, УралГУФК и МГТУ в Магнитогорске, где тоже есть чем заниматься.
А еще в области огромный пласт женского баскетбола, который мы хотим возрождать на базе одной из студенческих команд региона.
Рядом идет любительский баскетбол, который сегодня в странном состоянии. Формально в одном из региональных чемпионатов участвовало четыре команды. При этом есть коммерческие турниры, где играют около 20 команд. Этим тоже нужно заниматься.
Есть и проблемы с баскетбольной инфраструктурой, очевидно, у нас не хватает залов, причем для всех на всех уровнях. Сейчас мы ведем переговоры и пытаемся выступить посредниками между спортивными и общеобразовательными учреждениями, чтобы одних насытили кадрами, а другим дали возможность заниматься. Будем в этом году пробовать и франшизу «Движение вверх», две или три точки запустим. Смотрим на Челябинск, плюс одна в Магнитогорске.
— Любая профессиональная команда должна строиться через собственную школу. У вас есть подобный проект?
— В Челябинске есть три школы: одна специализированная, плюс ДПиШ и «Олимп» в спорткомплексе «Надежда». В Магнитогорске есть отличное баскетбольное отделение, есть секции в Чебаркуле, Златоусте, Коркино, Озерске. Внутренняя конкуренция может дать правильные ростки, ведь у нас есть челябинцы, играющие в сборных России, в клубах Суперлиги-1, не говоря уже про Суперлигу-2. Весь профессиональный баскетбол в России — это условно 35—40 команд. Примерно столько же челябинцев в той или иной степени играет в профессиональных клубах. Например, Андрей Зубков играет в Единой лиге ВТБ.
«Надо в школах создать стимулирующие вещи для тренеров и дать возможность взять всех желающих заниматься баскетболом профессионально. После этого примерно через пять лет мы получим хороший кадровый конвейер для профессионального баскетбола».
С коллегами из БК «Металлург» мы говорим о создании общей Детско-юношеской баскетбольной лиги и под нее еще два возраста. Такую пирамидку, где лучшие кадры региона формируются в некую кузницу под обе профессиональные команды. И вообще есть идея, чтобы в следующий сезон выйти в форматах фарм-клубов и в течение сезона дозаявлять игроков. Мы думаем, в какой форме это лучше выстроить. По школам — там надо создать условия, конкуренцию, хорошие возможности для игр. В России студенческая команда-лидер проводит 20 игр за сезон. Не лидер — пять—десять. А в США — 52. Что нам мешает, зная их опыт, к ним стремиться? Ничего.
— Федерация будет, например, заниматься установкой колец в малых городах или это немного другое?
— Мы хотели бы, чтобы федерация в этих процессах участвовала. И уже потихоньку участвуем. В этом году у нас появляется первый опыт взаимодействия с администрацией Челябинска. Если все будет хорошо, то мы с подачи Натальи Котовой и Сергея Авдеева восстановим либо сделаем семь уличных площадок. Инициатива шла от них, а с нас будет авторский контроль, где-то мы их и забрендируем.
— Стритбол тоже будете развивать?
— Конечно. У нас есть команда «Уралец» в стритболе три на три. Святослав Накоряков у нас в федерации возглавляет это направление, есть Павел Щеклеин, который один из активистов. Уже в апреле мы проведем первые большие игры в Челябинске. Планируем сделать четыре этапа. Кроме того, в планах есть создание трех профессиональных команд в три на три. Есть «Уралец», одну планируем создать на базе «Челбаскета», у наших баскетболистов есть возможность. Хотим, чтобы появилось профессиональное покрытие, которое даст возможность проводить соревнования абсолютно любого уровня в Челябинске. Планируем создать серию любительских турниров, сделать четыре-пять мероприятий и провести регулярные чемпионаты в трех возрастах среди мальчиков и девочек.
Пока это лишь планы. У нас есть энтузиасты, есть примерное понимание по организационным и финансовым расходам. Не все упирается в деньги, есть возможности у федераций и клубов. Про соревнования в апреле: скорее всего, это будет «Кубок „Челбаскета“», который будет включен в рейтинг соревнований FIBA (Международная федерация баскетбола. — Прим. ред.).
— Вы как-то говорили про возможность строительства новой спортивной арены. Хотелось бы узнать подробности. Что это будет — стадион под одну конкретную команду или все же универсальный зал игровых видов спорта?
— Сейчас есть понимание и добрая воля руководства области, у партнеров нашего региона есть понимание по географии и функционалу сооружения. Но дальше я бы пока ничего не обсуждал, ведь все может поменяться.
Региону нужен профессиональный баскетбольный центр, в котором могли бы проводить соревнования всех уровней. Нам в «Челбаскете», конечно же, хотелось бы, чтобы там была привязана опорная баскетбольная школа, чтобы это был баскетбольный центр.
— Только баскетбольный?
— С возможностью проведение российских и международных соревнований для других видов спорта. Волейбол, гандбол, футзал и так далее. Но основная энергия должна быть баскетбольная. Понимаете, если сделать просто зал игровых видов и для всех его размазать по чуть-чуть, то на уровне «как-нибудь» будет у всех, а хорошо не будет ни у кого.
— По ходу нашего разговора часто упоминался Магнитогорск. В хоккейном плане между Магнитогорском и Челябинском — самое острое соперничество. А в баскетболе?
— У нас есть спортивная состязательность. Мы говорим примерно так: соперники на площадке и друзья, которые любят баскетбол за ее пределами. Мы и федерацию создали вместе, меня избрали президентом, Сергея Ласькова из «Металлурга» — председателем правления, а Виктора Мамина — председателем наблюдательного совета. У нас актив сформирован безотносительно географии, мы смотрели только на личные компетенции.
«Это сделано для того, чтобы показать — совместными усилиями для баскетбола можно сделать больше, чем в неоправданной конкуренции, особенно за пределами площадки».
— Соперничество только на паркете?
— В этом сезоне точно так. В следующем сезоне мы говорим о том, что «Металлург» играет в Суперлиге-1 и занимает там определенную позицию, мы хотим выигрывать или быть призерами Суперлиги-2, иметь взаимный кадровый обмен, выстроить общую систему команд ДЮБЛ и кадрового резерва. В том числе, мы совместно занимаемся возвратом челябинских кадров из других клубов. Часть ребят будем приглашать в «Челбаскет», часть — в «Металлург». Эту работу мы проводим совместно.