ОбществоОдна из самых сложных онлайн игр в мире
Добромир28.09.20200
Когда говорят, что в последние десятилетия видеоигры успели превратиться из нишевого развлечения для энтузиастов в огромную и массовую индустрию, обычно вспоминают о таких гигантах, как World of Warcraft или Call of Duty. Сюжет последней десять лет назад стал предметом обсуждения в Госдуме, а визит в Россию культового японского геймдизайнера Хидео Кодзимы оказался одним из ярких событий прошлого года.
Но есть ещё немало связанных с видеоиграми случаев, которые было бы непросто представить всего полвека назад. Говоря о примерах, сложно не вспомнить про EVE Online — многопользовательский проект про освоение космоса от исландской компании CCP Games. Даже вне своего комьюнити он получил известность благодаря масштабным и драматическим событиям.
Почему EVE Online стала больше чем просто игрой?
За семнадцать с половиной лет жизни EVE завоевала славу одной из самых сложных онлайн-игр. Для всех, кроме игроков из Китая (для них создан отдельный сервер и игровое приложение), действие разворачивается на едином международном сервере с населением более 300 000 человек. На старте каждый новичок получает корабль, небольшую пачку денег и возможность исследовать тысячи звёздных систем галактики Новый Эдем. По канонам жанра в EVE масса занятий: можно выполнять задания внутриигровых персонажей, добывать ресурсы, строить огромные космические сооружения и, конечно же, воевать. Чтобы выжить в суровой далёкой галактике, игроки объединяются в сообщества-корпорации, а те — в альянсы, группировки по-настоящему космических масштабов.
Игра подкупает размахом событий и множеством сложных механик. Специалисты исследовали экономику EVE как приближенную к реальности модель, которую формируют исключительно сами пользователи. Например, ВВП крупного альянса The Imperium по состоянию на 2019 год оценили в эквиваленте около 7 миллионов реальных долларов. А одна из самых грандиозных битв в космосе продолжалась 21 час, и в ней приняли участие более четырёх тысяч человек. Потери обошлись игрокам в сумму, равную сотням тысяч долларов.
Дело в том, что каждый корабль уничтожается безвозвратно, а на строительство мощных судов и других сооружений уходят огромные средства и целые недели ожидания. Крушение особенно важной космической станции может дорого обойтись даже сильному альянсу. Хотя далеко не все играют в EVE лишь ради сражений. Так, игрок по имени Катя Сэ потратила целых 10 лет на путешествие по галактике Новый Эдем — таким образом она хотела исследовать даже самые отдалённые её уголки.
75 000 долларов за полцарства
В 2016 году пользователь по имени holder2k пообещал заплатить 75 000 долларов всем, кто поможет ему сразиться с одним из самых грозных игровых сообществ, Hard Knocks. Международная корпорация, в состав которой входили умелые русскоязычные и англоязычные пилоты, прославилась изощрённой дипломатией и первой в мире EVE цитаделью класса Keepstar, гигантской военной базой наподобие Звезды Смерти. По слухам, holder2k был одним из союзников Hard Knocks, пока не поссорился с руководством.
Предложение holder2k частично нарушало лицензионное соглашение, но разработчики никак не прокомментировали инцидент. Некоторые пользователи встали на защиту игрока, ведь речь шла скорее о внутриигровом фонде выплат для всех желающих. Иные же заподозрили дерзкого пилота в мошенничестве и ожидали судебных процессов. Так или иначе, судьба holder2k после громкого случая неизвестна, а вот Hard Knocks прожила ещё несколько лет, пока сама по себе не оказалась в упадке.
Несколькими годами позже один из пользователей заработал в EVE больше 60 тысяч долларов всего за несколько вечеров, исключительно благодаря смекалке. Разумеется, в его истории не обошлось без несметных сокровищ огромных корпораций. С тех пор как в 2016-м CCP добавили возможность строить неприступные крепости-цитадели, корпоративные лидеры ожидаемо стали использовать их в качестве сокровищниц. Взять штурмом цитадель было настолько сложно, что подготовка к операции против той самой цитадели класса Keepstar заняла у нападающих около года. Победа однако не означала лёгкой добычи: благодаря своеобразной страховке «Asset Safety» имущество владельцев разрушенной цитадели после окончания боя должно было телепортироваться в безопасную локацию.
В 2020-м CCP представила механику Forsaken Fortress: если владелец цитадели давно не использовал структуру, игра могла с некоторым шансом признать крепость «заброшенной». Прежде всего, это значило, что после уничтожения цитадели всё имущество владельца оказалось бы в космосе. Пользователь по имени Sulley быстро сообразил, что таким образом можно разжиться запасами забывчивых хозяев. Но как определить нужные цитадели? Sulley потратил целую неделю, чтобы изучить статистику контрактов пользователей и найти заброшенные крепости. Кроме того, он оставил в каждом сооружении груз, чтобы получить предупреждение об отключении «Asset Safety». Наконец, в ходе подготовки Sulley создал собственную корпорацию и принял в её состав восемь новых аккаунтов, каждый из них — под его личным руководством. На такой ход пришлось пойти из-за того, что EVE не разрешает сражаться с цитаделями частным лицам без объявления межкорпоративной войны.
Спустя неделю после выхода обновления несколько крепостей получили статус «Forsaken». Операция началась. Sulley лично управлял всеми восемью истребителями своего клана — такой метод, когда с одного компьютера игрок контролирует сразу несколько аккаунтов, в онлайн-играх называют мультибоксингом. В одной из цитаделей Sulley наткнулся на редкие чертежи Tech 2. За несколько лет до тех событий CCP убрала возможность находить новые предметы такого типа, из-за чего их стоимость вскоре выросла, а сами Tech 2 стали коллекционными. В итоге за один вечер Sulley заработал около 60 000 долларов в игровой валюте ISK.
Её, кстати, можно обменять на реальные деньги — существуют даже ресурсы с курсом валюты EVE. Так или иначе, время и усилия на подготовку плана Sulley окупились сполна.
Политика реальная и виртуальная
Иногда события в Новом Эдеме и реальная жизнь оказываются связаны самым удивительным образом. В 2018-м игровое комьюнити выбирало 13-й состав Совета Галактического управления. Как правило, эта организация состоит из лидеров альянсов и директоров крупных корпораций. На плечах представителей совета лежит ответственная задача: наладить связь между разработчиками и простыми игроками, обсуждать с ними изменения в механике и проблемы игрового мира. Роль совета сложно недооценить: все объекты вроде звёздных станций и корабли в игре создаются как раз игроками, а за крупные события отвечает само комьюнити.
Одним из кандидатов в состав Галактического управления стал пилот-ветеран EVE с 12-летним стажем Бриск Рубаль, в реальной жизни более известный как юрист и политик-республиканец из США Брайан Шёнеман. Сперва он и не думал выдвигать свою кандидатуру, но соратники из корпорации STK и альянса The Initiative, узнав о настоящем занятии Шёнемана, принялись убеждать его в том, что это хорошая идея. В итоге политик воспринял избирательную кампанию всерьёз и даже записал промовидеообращение, в котором объяснил, почему решил баллотироваться на должность и как может быть полезен сообществу. Видео набрало больше 40 тысяч просмотров, а Шёнеман в итоге вошёл в состав совета. Впрочем, после этого необычные повороты в его истории не закончились.
Спустя год после избрания разработчики забанили Бриска и ещё двух пользователей по подозрению в коррупции. Как объяснили в CCP, тот использовал инсайдерскую информацию в личных целях, а именно — для нечестного заработка валюты ISK. Политик назвал обвинения безосновательными и добавил, что его деятельность регулируется кодексом профессиональной этики адвокатов штата Вирджиния. По словам Шёнемана, за годы службы ему довелось в том числе работать в правительстве США, и ни разу он не получил ни одной жалобы на свою деятельность. В конце заявления Бриск пообещал противостоять ложным обвинениям и восстановить репутацию.
Любопытно, что у него получилось: после расследования разработчики признали пилота-политика невиновным, восстановили его игровое имущество, а также принесли извинения перед ним и членами совета. И хотя после скандала Брайан всё же объявил об уходе с внутриигровой должности, в 2020-м он снова вернулся. Сегодня его имя значится первым в списке десяти членов 15-го состава Совета галактического управления.
Владимир Путин Нового Эдема
С именем отдалённого коллеги Брайана, адвоката Алекса Джантурко, связаны одни из самых известных историй мира EVE. Пилоты Нового Эдема знают Алекса как The Mittani, лидера альянса Goonswarm Corporation. В 2006-м Алекс, тогда ещё простой пилот, вступил в ряды Goonswarm, одного из самых крупных игровых сообществ. Вскоре The Mittani обрёл известность как хитрый и опасный политик. «Владимир Путин мира EVE», — так он сам себя назвал.
По ходу службы в Goonswarm Алекс отметился способностями в планировании, но настоящая известность пришла к нему после самой дерзкой спецоперации в истории игры. Началось всё с того, что The Mittani тайно переманил на свою сторону директора корпорации Black Nova, входившей в один из крупнейших альянсов того времени — Band of Brothers. 5 февраля лидер Goonswarm вместе с предателем спланировали и выполнили коварный план, в ходе которого неожиданно исключили все корпорации из состава альянса, а затем и вовсе закрыли Band of Brothers. Опустошив корпоративные счета и ангары альянса, они оставили сообщение: «Mittani says hi». Таким образом, одна из самых крупных организаций своего времени с более чем двумя тысячами пилотов в составе пала в результате вероломного предательства, а политическая карта Нового Эдема радикально изменилась.
После разгрома Band of Brothers, Алекс стал настолько известной личностью в мире EVE и за её пределами, что в 2014-м году, о нём написали статью в Wall Street Journal. К этому времени Mittani стал лидером могущественной коалиции The Imperium — условного союза альянсов, в состав которого вошли 40 000 пилотов. И всё же даже столь могущественный лидер оказался в опасности — по собственной неосмотрительности.
Империя наносит ответный удар
Недавно в Новом Эдеме началась первая галактическая война, или, как её называют, World War Bee. Спровоцировала её ностальгия по лучшим временам со стороны владельца казино I want ISK.
К таким заведениям CCP долгое время относились снисходительно, хотя в казино можно было получить игровую валюту в обмен на реальные деньги. Принцип работы казино был прост: от пользователя требовалось отправить взнос в корпорацию I want ISK, после чего банкиры вносили положенную сумму на счёт игрока, а затем определялся результат игры. Во многом система полагалась на личную сознательность банкиров.
Во время беседы с наёмниками из сообщества Mercenary Corporation руководитель казино по имени Джо неожиданно для всех предложил начать войну с The Imperium. По его мнению, игра вошла в состояние стагнации, а военные силы «имперцев» слишком расслабились из-за отсутствия достойного соперника и мирного времени. Нужны были перемены — и они произошли.
Первые недели война шла исключительно на средства одного человека. По стоимости неделя боевых действий обходилась Джо в 300 миллиардов ISK, или около десятка тысяч долларов по тогдашнему курсу валют. В какой-то момент к финансированию войны подключилось всё руководство I want ISK: это случилось после того, как представители корпорации Space Monkeys в составе Imperium насолили одному из банкиров. Таким образом, «имперцы» потеряли часть галактических секторов, а видимость всемогущества The Mittani заметно поубавилась: даже его руководство не спасло коалицию от поражения. Но и вклад I want ISK в ход политической ситуации не остался незамеченным: с тех пор CCP всерьёз взялись за проблему внутриигровых казино, хотя часть из них работает и сегодня.
Вот тут можно почитать комментарий русскоязычного участника этой битвы — Как проиграть в интернете 200 000 долларов
Сегодня ту войну принято называть Casino War или World War Bee I, в честь логотипа центрального сообщества Imperium, Goonswarm Federation (там изображена пчела). Единица в названии тоже не случайна: прямо сегодня в Новом Эдеме разворачивается конфликт, известный как World War Bee II. Его зачинщиком стал бывший командующий флотом Goonswarm по имени Vily, которого шесть лет назад неожиданно отстранили от должности.
В 2014-м Vily вынужденно отправился на военные сборы, а когда вернулся в EVE, бывшие товарищи заявили, что больше не нуждаются в его услугах. С тех пор Vily успел стать командующим флотом сообщества Test Alliance. В новой битве за передел политической карты Нового Эдема схлестнулись «имперцы» (более 29 000 действующих аккаунтов) и коалиция PAPI — Test Alliance со своими союзниками (52 тысячи аккаунтов). Война разыгралась не на шутку, и сводки с фронта появляются по сей день.
Война и мир
Так или иначе, масштабные события в EVE не ограничиваются сражениями, политикой и финансовыми операциями с внушительным числом нулей. В 2018 году скончался один из самых влиятельных физиков современности Стивен Хокинг — автор множества известных исследований. Прощаясь с учёным, игроки зажгли сотни осветительных маяков, которыми в комьюнити принято предупреждать о приближении крупного враждебного флота. На некоторое время вся галактика Новый Эдем оказалась окрашена вспышками ярких красных и синих пятен во тьме.
Монумент пилотам EVE
Сама же CCP шесть лет назад установила монумент игрокам в EVE в столице Исландии, городе Рейкьявик. На поверхность пятиметрового сооружения нанесены имена всех активных игроков по состоянию на 1 марта 2014 года. Среди тысяч слов есть имена в том числе и покойных пилотов EVE. Так разработчики увековечили память исследователей Нового Эдема.
Автор Алексей Моралес Прохоро
Источник