Сегодня здесь продолжаются восстановительные работы
В селе Большой Куяш под Озерском восстанавливают старинный храм, построенный в честь героев Отечественной войны 1812 года. Накануне здесь побывал митрополит Челябинский и Миасский Григорий.
«Рад всех видеть и рад помолиться»
Над Большим Куяшом звучат переливы колокольного звона. Это местный звонарь репетирует встречу митрополита. А в самом храме важному гостю приготовили каравай. Правда, надкусить хлеб, на этот раз у владыки Григория не получится. Перед причастием ему нельзя вкушать пищу и воду.
В храм стекаются прихожане — парами и с детьми. Везде царит оживление и предчувствие большого праздника. Очень волнуется отец Игорь — настоятель храма. Новый глава Епархии едет в Большой Куяш в первый раз. Отцу Игорю нужно показать храм и приход в лучшем свете.
Наконец, гость приехал. Владыка Григорий заходит в кованую калитку. Он высокий, статный и очень простой.
«Рад вас всех видеть и рад помолиться здесь, в старом храме, в этот воскресный день», — скромно приветствует он настоятеля и прихожан.
Глаза владыки Григория светятся добротой. Митрополит говорит неторопливо и с расстановкой. Это располагает и снимает тревогу. На душе остается лишь радость.
По случаю воскресенья владыка служит божественную литургию. Вместе с ним из Челябинска в Большой Куяш приехали певчие и священники. Почти всю службу сопровождают красивые женские песнопения. А когда к ним подключаются мощные мужские голоса, кажется, что под сводами храма гуляет богатырская сила.
«Наши местные службы, конечно, скромнее. Не такие богатые, не такие красивые. Епархиальный хор берет за душу. Я даже прослезился», — признает звонарь.
На службе много маленьких деток. На удивление они послушные. Одни стоят, а другие сидят у родителей на руках. Однако хода божественной литургии дети не нарушают — не капризничают, ни кричат. Видно, что визит в церковь для них привычное дело.
Для проповеди в конце службы митрополит выбирает евангельскую историю про Закхея. Тот был начальником мытарей в городке Иерихон — собирал налоги. Эту профессию в те времена презирали, ведь мытари грабили свой народ. Когда в город пришел Иисус, Закхей влез на смаковницу, чтобы увидеть мессию. Христос заметил его и тем же вечером сам пришел в дом Закхеи.
«Будучи грешным, Закхей поклонялся деньгам. Но он открыл свое сердце богу, а иначе бы не влез на дерево, как мальчишка. Бог приходит к тем, кто его ищет. И мы должны искать Бога, мы должны ощущать в нем нужду», — обращается к пастве Григорий.
И селяне становятся в очередь — причащаться.
«Храм разграбили, а в церковные книги заворачивали махорку»
Храм в Большом Куяше имеет давнюю и непростую историю. Его строительством занимались жена и дочь заводчика Турчанинова — эту фамилию многие знают по сказам Бажова.
Если быть точными, в селе два храма, окруженные одним забором. Первый, маленький, в честь Рождества Христова, заложили еще в 1807 году. А второй, просторный, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, начали возводить спустя пять лет. Считается, что последний построен во славу героев Отечественной войны 1812 года. Сегодня это единый архитектурный ансамбль.
Чтобы храм отражался в озере, селяне вручную насыпали огромный земляной холм. А через ров перебросили каменный мост. Большой Храм украшали два больших позолоченных креста и богатый иконостас. Колокола было слышно за 25 верст. А в престольный праздник с горы стреляла большая пушка...
В советские времена убранство храма было разграблено и уничтожено. Купола и кресты сняты. Оставались лишь стены из красного кирпича.
«Вот таким неказистым: одни голые стены, — и увидел я храм, когда приехал в Большой Куяш из Воронежской области на малую родину своей жены. В большом храме тогда складировали зерно, а малом был спортзал местной школы», — говорит местный пенсионер Сергей Жуков.
Сам он из верующей семьи. Дед Сергея прислуживал в храме в Воронеже. Но молился всю жизнь Сергей только дома — даже перекреститься на улице было стыдно. Когда началось возрождение храма, он в числе первых пришел на помощь — разгребал старый мусор, помогал ремонтировать оба здания. А потом научился звонить в колокола — переливы в его исполнении и встречали нынче митрополита.
«В начале 80-х меня отправили на работу в Озерск. Я увидела храм по дороге. Он поразил своей архитектурой. Сегодня я его прихожанка. В Озерске тоже есть церковь. Новая и большая. А я езжу сюда. Здесь больше воздуха, больше свободы», — говорит педагог из Озерска Татьяна Мельчина.
Еще один прихожанин — адвокат Михаил Янин ездит в Большой Куяш из Челябинска. В этом селе родился и жил его дед — Михаил Аникин, учитель истории и местный краевед.
«Вместо с дедушкой мы часто ходили на развалины храма. Он еще помнил хорошие времена, когда здесь вели службы. Видел, как грабили нашу церковь. Как с куполов срывали кресты, как швыряли на землю колокола, как из книг богатой церковной библиотеки раскуривали махорку. Дед всегда сокрушался: такая в селе красота и стоит в таком непотребном виде! Я считал своим долгом вернуться к истокам», — говорит Михаил Янин.
От лица прихожан после службы Михаил дарит митрополиту портрет владыки, нарисованный маслом художником из Челябинска Валерием Мокшиным.
Михаил Янин создал попечительский совет и помогает возрождать храм. Восстановить пока удалось только стены и купола. На последних опять сияют золотые кресты. На колокольне — звенят колокола. На селе появился и свой священник — отец Игорь Марков. К нему идут как к духовнику — и в радости, и в горе. Крестить детей, просить совета, исповедаться, провожать в последний путь.
Самое главное — восстановлены регулярные церковные службы в маленьком храме Рождества Христова. Сегодня он притягивает селян и православных их других городов региона и даже из соседней, Свердловской, области.
«Храм в Большом Куяше объединяет людей разных исповеданий. Недавно мы широком отмечали Рождество и Крещение. Окунуться в прорубь к нам приходили даже мусульмане. Два раза в год мы проводим фестиваль для рыбаков, и на нем тоже всегда многолюдно», — рассказывает отец Игорь.
Сам настоятель давно перебрался жить в Большой Куяш. В любое время он готов встретить неравнодушных и провести экскурсию по храму. Сбор средств на храм также идет вживую. После общения с отцом Игорем неравнодушные люди сами записывают в особой тетрадке — на что направить их деньги.
«Почти три года мы делали кованую ограду. Накопим денег на одну секцию и поставим. Еще накопим — ставим вторую. Вышло очень красиво. А сейчас храму нужны иконы. Если вы обратили внимание, в первом ряду иконостаса они все настоящие, рукописные. Теперь мы начали собирать второй ряд. Две иконы нам пишут „взаймы“ в троицком женском монастыре. А потом будем собирать полноростовые иконы для третьего ряда. Все они дорогие», — говорит отец Игорь.
А еще храму нужен главный — праздничный (набатный) колокол, который стоит около миллиона рублей. На полное восстановление храма могут уйти миллионы. И селянам, конечно, их не собрать. Поддержать храм собиралась группа ЧТПЗ. В Большом Куяше хотели построить два заводика — по производству пряников и свечей. Большой Куяш получил бы новые рабочие места, а храм — финансовую поддержку. Но пока проект только в планах.
«Храм в Большом Куяше — святыня, которая досталась нам от предков. Большой Куяш — пример того, как нужно трудиться. И верю: Господь нам поможет. Мы должны привести в порядок все оскверненные храмы Южного Урала. А горожане должны помочь селянам. Это наш долг», — заявил митрополит.
Вместе с храмами владыка Григорий призвал восстанавливать их приходы, привлекать к православию молодых.
Кстати, в 2019 году Челябинская Епархия приняла программу восстановления храмов Красноармейского района Челябинской области. В нее попали сразу семь сел. Одну из первых начали восстанавливать церковь Митрофана Воронежского в селе Попово, построенную в середине XIX века. Однако эта программа также работает на народные деньги и полностью зависит от пожертвований южноуральцев.