ОбществоВеликобританию лихорадит из-за нехватки водителей. В том числе из России Добромир24.09.20210
Дошло до того, что стало некому развозить топливо по АЗС. Раньше водителями большегрузов в Соединенном Королевстве работали люди из Восточной Европы. После Brexit им нужна рабочая виза.
На заправках Великобритании — очереди. British Petroleum, второй по величине розничный продавец топлива в стране, заявил, что закрывает некоторые АЗС из-за недопоставки бензина. Схожее заявление сделала и сеть заправок Tesco.
При этом министр транспорта Великобритании Грант Шаппс говорит, что поставкам топлива ничто не угрожает, так как на нефтеперерабатывающих заводах «много бензина». Сомневаться в этих его словах причин нет. Однако наличие топлива на складах еще не означает, что оно окажется доступным на заправках — доставлять его туда некому.
В последнее время водители грузовиков в некоторых компаниях добились значительного повышения зарплаты с 11,5 фунта в час до 15 фунтов, сообщил в начале сентября профсоюз Unite. То есть, заработок водителей увеличится с 27 тысяч фунтов до более чем 35 тысяч в год — в рублях это около 300 тысяч в месяц.
Но все же простым повышением заработной платы невозможно возместить физическую нехватку водителей, которая стала явной из-за того, что после Brexit европейцам стало необходимо получать британскую рабочую визу. Вот что рассказывает основатель онлайн-банка 3s.money, житель Лондона Иван Жизневский:
Иван Жизневскийжитель Лондона«Я видел новости, что в супермаркетах не хватает продуктов и еды, но, честно говоря, не обратил внимания. Но зато я на заправке вчера стоял в очереди час. Мне пришлось объехать три заправки Shell, чтоб хоть где-то бензин был. Цена на него при этом такая же, как была, — примерно 1 фунт 30 пенсов за литр. Но просто его нигде нет. Водителей не хватает. А водители, в основном, все из Восточной Европы. Теперь, после Brexit, в Англии нельзя работать гражданам ЕС, если у них нет разрешения на работу. И бизнес испытывает проблемы. Уборка, стройка, весь обслуживающий персонал, водопроводчики, электрики — это все люди из Румынии, Польши, Литвы, Украины, Молдавии».
Великобритания не исключает возможности смягчения иммиграционных правил для водителей грузовиков или даже временного привлечения для доставки топлива и самых необходимых товаров армейских водителей. Хотя пока что не совсем понятно, как это оформить юридически. Ранее представители ретейла заявляли, что для нормального функционирования экономики стране не хватает порядка 90 тысяч водителей большегрузов. А кое-кто призывал в плане выдачи рабочих виз даже приравнять их к балеринам и другим деятелям искусства.
Пока же правительство решило ускорить процедуру выдачи водительских прав на грузовые автомобили, в частности — сразу выдавать права на управление автопоездами категории CE и C1E без требования предварительного получения прав на управление транспортным средством меньшего размера. Это позволит выдавать в год на 20-30 тысяч удостоверений больше.
Нехватка водителей — это временная проблема, которая Великобританией будет решена, уверены эксперты. На самом деле на европейских дорогах, а до недавнего времени и в Великобритании, работало очень много водителей из России и других стран бывшего СССР, которые получали европейские рабочие визы в Латвии и Литве, говорит член ассоциации «Дальнобойщик» Игорь Пасынков:
Игорь Пасынковчлен ассоциации «Дальнобойщик»«Великобритания — одна из самых высокооплачиваемых стран для водителей, занятых перевозками на большегрузных автомобилях. После этого идет Голландия, Бельгия, Франция, Германия. На сегодняшний день на всех стоянках грузовых автомобилей два основных языка: русский и румынский. Гастарбайтеры из России получают 65-72 евро в сутки. Эта зарплата минимум в четыре раза превосходит то, что может заработать водитель, пускаясь во все тяжкие на территории РФ».
По данным портала «Отборта», в ноябре 2020 года месячная медианная зарплата дальнобойщика в России составляла 70 тысяч рублей. В британских фунтах это где-то 8,5 тысячи в год (в Великобритании же в год за эту работу платили 27 тысяч фунтов). Министр транспорта Соединенного Королевства Грант Шаппс заявил BBC, что он готов пойти на шаг по включению водителей грузовиков в специальную визовую программу. Но он предупредил, что не будет делать ничего, что могло бы «ущемить рынок».
Источник