На чем «наши люди не ездили в булочную»: история появления такси в СССР

0
437

<br />
На чем «наши люди не ездили в булочную»: история появления такси в СССР

Москва, 05.04.2022, 16:58:46, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.

Советские люди пользовались услугами такси крайне редко, по особому случаю. Иногда такая поездка сама по себе была для человека событием, в то время как остальные передвигались в общественном транспорте. Заказывать такси приходилось по телефону, а если его не было дома, то приходилось пользоваться уличными таксофонами, или же ловить машину в специально отведенных для этого местах.

Интересна история возникновения первых служб такси в мире и в России. У нас, кстати, таксисты всегда были в почете и получали немалые зарплаты.

Содержание статьи

Когда появились первые аналоги такси в мире и России

До появления авто потребность в передвижении по городу была не меньшей, чем сейчас. Выполняли роль такси извозчики, которых всегда можно было найти в общественных местах. Первая такая официальная служба появилась в Лондоне в 17 веке, когда правительство выдало лицензию на перевозки кучерам. Чуть позже похожую практику применили в Париже и Москве.

Только к концу 19 века во Франции стали появляться фиакры, 4-местные городские экипажи на конной тяге. Но так как за проезд в фиакре брали порой очень дорого, популярным такой вид транспорта не стал.

Слово «такси» родом из той же Франции. Оно появилось как производное от «таксометра» (по-нашему — счетчика). Почти каждое такси к началу 20 века было оснащено этим прибором. Тем временем в Российской империи было распространено гужевое такси, но минусом его стали нестабильные цены. Извозчики считали возможным назначать цену по своему усмотрению.

<br />
На чем «наши люди не ездили в булочную»: история появления такси в СССР

Время шло, и в конце XIX века на улицы Франции выехали экипажи на конной тяге — фиакры. Они не стали популярными среди населения, потому что единого тарифа на проезд не было, а стоили поездки достаточно дорого. Фиакры часто рассматривались как забава.

Из Франции пришло и само название — такси. Оно произошло от термина таксиметр, что обозначает «счётчик». Автомобили назывались таксомоторами. С начала 20 века в Европе такси всё чаще стали оснащаться таксометрами. Что касается Российской империи, то так называемое гужевое такси было очень востребовано, но клиенты были недовольны ценами. Единого тарифа ни было, а стоимость зависела от того, какое настроение было у извозчика.

Поскольку у граждан больших городов росло возмущение завышенными тарифами, то властям пришлось пойти на уступки и установить фиксированные цены на проезд. Конечно, это не входило в планы перевозчиков, ведь ранее они могли поднять цену за проезд по причине плохой погоды или позднего времени, а теперь — нет. Владельцы таксопарков решили вопрос кардинально, закупив у Франции оптом автомобили Renault. В них уже был встроен таксометр, потому выбора у водителей не было.

«Комфортный транспорт, доступный рабочему человеку»

Впервые в Российской империи автотакси появилось вовсе не в Москве, а в городе Верный Семиреченской области в Туркестане, стараниями местного коммерсанта. Он пригнал сюда автомобиль Berlie из самой столицы. Спустя всего год один предприимчивый москвич решил прибить к своей машине табличку, информирующую о том, что ей можно воспользоваться в качестве такси. Необходимость в такси росла, потому было решено открыть специальную биржу. Почти в то же время в Санкт-Петербурге появилась аналогичная частная фирма, которая предлагала клиентам прокатиться на «Фордах».

<br />
На чем «наши люди не ездили в булочную»: история появления такси в СССР

За несколько лет в Москве количество такси выросло до 250 штук. В автопарке «Товарищества автомобильного передвижения» были машины марок «Фиат», «Darracq» и «NAG». Первая мировая война обнулила спрос на такси. И лишь в 1925 году он вновь начал возрастать. Новая реклама гласила о «комфортном транспорте, доступном простому рабочему человеку».

Популярными по-прежнему оставались «Форды», но и советский автопром наладил производство собственных моделей с укрепленными шасси. ГАЗ-А и М-1 были даже лучше для российских дорог.

«Победы» и «Волги»

Премиальные «советские лимузины» ЗиС-101 пополнили автопарки, но удобством они не отличались. Всего их было 55 штук, но ездили они лишь в Москве и Минске. Следующий перерыв в курсировании «доступного комфортного транспорта» случился во время ВОВ. Тогда все автомобили были направлены на фронт.

<br />
На чем «наши люди не ездили в булочную»: история появления такси в СССР

После войны советское такси было выдержано в едином стиле — это было легендарное авто «Победа». Внешне их было легко узнать: сверху белые, снизу серые, а посередине — шашечки. Однако еще более известной стала «Волга», выехавшая на дороги СССР в 1957 году. Люди видели их не только в жизни, но и в кино. Это была действительно удобная, просторная машина, легко отличимая по виду своим желтым цветом. Кроме того, таксист мог связаться с диспетчером по встроенной радиосвязи.

Почему профессия таксиста была престижной?

<br />
На чем «наши люди не ездили в булочную»: история появления такси в СССР

Тарифы советского такси сложно назвать заоблачными. Почти каждый человек мог позволить себе иногда пользоваться комфортными автомобилями, но количество единиц такси не соответствовало количеству желающих на них прокатиться. Это создавало здоровую конкуренцию среди таксистов, потому и получали они немало. По сравнению с современными шоферами, это были настоящие профессионалы, которые умели ориентироваться даже в незнакомой местности без всяких GPS-навигаторов. Более того, именно шофер занимался починкой сломавшегося автомобиля и знал машину как свои пять пальцев. Настоящий универсальный специалист, которых сейчас, увы, очень мало.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь