Не все готовы работать с «особенными» детьми

0
339

Тренер трехкратной чемпионки Паралимпиады Татьяна Новикова считает, что пловцов-инвалидов надо тренировать вместе с обычными спортсменами

Не все готовы работать с «особенными» детьми

— Вот и завершились Паралимпийские игры, которые прошли совершенно не буднично. У нас как всегда было? В центре внимания — наши олимпийцы, а состязания спортсменов-инвалидов освещались в СМИ по остаточному принципу, это событие уходило на второй план. В этот раз все было иначе. Я раньше не замечала такого трепетного внимания и отношения к спортсменам-паралимпийцам. А тут прямые трансляции, многочисленные заметки, статьи, обзоры, интервью... Кажется, вся Россия следила за тем, как выступают наши спортсмены в Токио.

Ощутила все это внимание на себе, когда Лера стала чемпионкой и завоевала первую золотую медаль для России. Сколько посыпалось сообщений и поздравлений на телефон — не успевала читать и благодарить всех за теплые слова поддержки. Причем эти сообщения порой приходили от незнакомых людей. Было очень приятно и необычно чувствовать такое внимание.

Конечно, все это — и дополнительная ответственность, и психологическое давление. Мы с Лерой готовились к этому, поскольку понимали, что предстоящие соревнования — это главный старт в карьере. Но уже там, в Токио, пришло понимание того, что подготовиться к этому невозможно. Когда ты находишься в эпицентре событий, все это воспринимается совсем по-другому. Не скрою, было очень сложно в моральном плане выдержать это давление. Для любого спортсмена и его наставника медаль на Олимпийских или Паралимпийских играх — это высшая награда в спорте. Тем более что проходят эти состязания раз в четыре года. Если учесть, что паралимпийскую сборную России на Игры-2016 в Рио не пустили, то наше ожидание предстоящих стартов растянулось на 9 лет!

Неоднократно приходилось слышать или читать в СМИ, дескать, финансирование спортсменов к Паралимпиаде-2020 оставляло желать лучшего. С этим я в корне не соглашусь! Приведу свой пример. Мы с Валерией готовились к Играм по индивидуальному плану, заранее согласованному с нашим Минспортом. И я очень благодарна ему и региональному Центру спортивной подготовки по адаптивным видам спорта за поддержку и помощь.

Не все готовы работать с «особенными» детьми

Нам удалось выполнить весь объем запланированных учебно-тренировочных сборов. На первом этапе прошли такие занятия в Киргизии, затем были дорогостоящие подводящие сборы в Армении. И в целом, в отличие от подготовки к другим международным стартам, я вообще не волновалась за обеспечение всем необходимым в тренировочном процессе. Было понимание, что мне помогут, всё оплатят.

Заключительные сборы мы провели на базе Центра спортивной подготовки сборных команд России на озере Круглом в Подмосковье. Единственное, чего нам не хватило — сборов для прохождения акклиматизации и адаптации, приближенных к часовому поясу и климатическим условиям в Японии. Такой сбор во Владивостоке или Южно-Сахалинске нам очень бы пригодился. Мы вынуждены были отправиться в Токио прямиком из Москвы. И в первые дни в столице Японии пришлось очень непросто. Сама Лера жаловалась на то, что ей тяжело дышать.

А ведь мы готовились не просто успешно выступить, но и показать максимальный результат: установить не один мировой рекорд, а несколько на разных дистанциях. Уверена, что Валерия могла бы выступить и более мощно, если бы у нее был накануне Игр сбор на Дальнем Востоке.

Отмечу еще и то, что Валерия как член паралимпийской сборной России получала ежемесячную стипендию от регионального Минспорта. Знаю, что аналогичная практика есть и в других регионах. Поэтому говорить о том, что спортсмены-паралимпийцы не получают соответствующего уровню их мастерства финансирования, я бы не стала.

У нас в регионе есть несколько специалистов, которые занимаются с «особенными» детьми. В Челябинске много на высоком уровне тренирует спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата Михаил Уранов. Есть хорошие тренеры по работе со слепыми спортсменами в Магнитогорске и Златоусте. В Снежинске по спорту ЛИН (лица с интеллектуальными нарушениями) занимается Ольга Осипова. Я в Челябинске совмещаю работу со здоровыми детьми и Валерией Шабалиной, помогает мне в этом молодой начинающий тренер Семен Полонский. Да, таких тренеров, готовых работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья, немного, но они есть и показывают при этом достойные результаты.

Я думаю, таких специалистов могло бы быть больше, если решить вопросы с заработной платой. Этот вопрос нужно поднимать на высшем уровне. Я общалась как-то с коллегой из другого региона и узнала, что ей вообще не разрешают брать на групповые тренировки инвалидов с нарушением интеллекта! Мол, для таких спортсменов предусмотрены специализированные спортшколы или классы.

Не знаю, как другим, но было бы здорово на групповые тренировки здоровых спортсменов подключать трех-четырех «особенных» детей. От этого выиграют обе стороны — спортсмены-инвалиды станут тянуться за здоровыми ребятами, а те учились бы доброте и милосердию по отношению к людям, которые имеют какие-то недостатки.

Безусловно, работать с «особенными» спортсменами гораздо сложней. В моем случае главная сложность заключается в том, что у той же Леры регулярно пропадает желание и мотивация тренироваться. Приходится все время что-то придумывать, находить нужные слова, уговаривать, убеждать. Я люблю свою работу и не люблю, когда она выполняется не на сто процентов. Потому что все это в конечном счете отражается на результате спортсмена. Вот и отрабатываем на тренировках одно и то же упражнение до изнеможения.

Не все готовы работать с «особенными» детьми

Все это, конечно же, давит, тяжело постоянно заставлять спортсмена. Но останавливаю себя, понимаю, что Лерочка — девочка с нарушением интеллекта. Включаю в себе «сигналку» — терплю, привыкаю, подстраиваюсь под нее. Знаю, что нелегко приходится и моим коллегам, занимающимся с пловцами-«опорниками». Они проводят много времени со своими подопечными, нужно постоянно помогать им в бытовых вопросах. Личного времени практически не остается. Во время ответственных соревнований я с Лерой нахожусь рядом днем и ночью. И сейчас, пользуясь случаем, я бы очень хотела посвятить эту победу на Паралимпиаде своей семье, моим родителям, мужу и сыну. Мы так редко видимся, а их понимание и поддержка дорогого стоят!

Быть тренером — сложная работа. И в особенности если речь заходит о занятиях со спортсменами-инвалидами. Нужно быть тонким психологом, чувствовать своего подопечного, уметь найти в конкретный момент нужные слова. У таких детей часто случаются перепады в настроении, они очень ранимые люди. Все это нужно учитывать и держать себя под контролем, чтобы словами или действиями не задеть их чувства.

Валерия много раз бросала спорт. На словах. Говорила: «Я больше не хочу и не буду плавать». Отвечаю ей: «Хорошо, давай об этом поговорим завтра, а сейчас мигом переодевайся — и в бассейн». На следующий день как будто и не было вчерашнего разговора. Спасибо маме, она на своем уровне вечером находит нужные слова, направит ее мысли в нужное русло.

Лера, конечно же, этого не понимает, но она уже сама не сможет без спорта. Она привыкла к ритму жизни, а организм — к постоянным тренировкам. Ну, закроется она в четырех стенах дома — сама же не выдержит этого безделья, прибежит заниматься. Где еще она может себя проявить? Я пытаюсь ее подключать к своей работе. Есть у меня группа малышей, даю Лере возможность проявить себя, почувствовать нужной. Ей нравится возиться с детьми— даже командует ими. Они ее тоже любят. Наверное, после окончания карьеры Лера станет моей помощницей. Куда ж ее деть-то? И мне в радость, и ей польза.

Свою мечту я уже осуществила, моя ученица стала чемпионкой Паралимпийских игр. Теперь мечтаю о том, чтобы в нашем городе наконец-то появился современный бассейн. Для спорта! Хочу заниматься своей любимой работой, готова с утра до вечера возиться с малышами, они такие непосредственные!

Сейчас мы занимаемся в бассейне «Планета „Ариант“» на арендных условиях. Но воды на всех не хватает. Возможно, поэтому уезжают наши ведущие спортсмены в другие регионы. Была у меня Валерия Соломатина, очень перспективная девочка, выигрывала первенства страны. Но вынуждена была отправиться в Свердловскую область, потому что там были лучше условия для роста. С такой болью в сердце ее отпускала, со слезами на глазах. Кстати, на Олимпийских играх в Токио она в составе российской эстафетной команды заняла 5-е место.

Не все готовы работать с «особенными» детьми

Для того чтобы плавание в регионе успешно развивалось, нужны не только бассейны, ориентированные на спортсменов. Необходимо училище олимпийского резерва, в котором пловцы могли бы жить, учиться, питаться и тренироваться. И получать за свою работу соответствующую зарплату.

Я слышала, что на Северо-Западе, в районе Тополиной Аллеи, строят Региональный центр по хоккею и университетский городок УралГУФКа со спортивным интернатом. Может быть, он поможет сохранить наших ведущих атлетов? Хотя я, если честно, уже с опаской отношусь к новостям, когда слышу, что где-то собираются строить новый бассейн. Помню, в городе много разговоров шло о строительстве фитнес-центра «Цитрус» с плавательным бассейном. Вот построили, а спортсменам туда вход закрыт. За все приходится платить...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь